170 страниц. Именно столько занимает ежегодный доклад бизнес-омбудсмена Бориса Титова о проблемах российского бизнеса. 26 мая документ будет представлен президенту Владимиру Путину.
В «Книге жалоб» Бориса Титова содержится 231 системная проблема, с которыми то и дело сталкивается отечественный бизнес. Все они разбиты по 30 ключевым направлениям. Помимо прочего, в докладе содержится и 460 предложений по их решению, передает РБК, ознакомившийся с текстом документа.
Главные проблемы бизнеса, описанные в докладе бизнес-омбудсмена, были включены в него после обработки обращений предпринимателей. В Кремле уже отреагировали на появление «Книги жалоб». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил:
«Мы обратили внимание на то, что этот доклад готов. Безусловно, он будет докладываться главе государства, предстоит очень внимательно с ним ознакомиться».
Главные предложения Бориса Титова президенту
1. Расширить «надзорные каникулы»
Проверки бизнеса представляются авторам доклада гнетущей мерой, неэффективным механизмом. При этом официальные данные о количестве проверок в отношении предпринимателей значительно ниже тех, о которых известно бизнес-омбудсмену. Так, по информации Минэкономразвития, в 2014 году прошло около 2 млн проверок бизнеса, а по результатам опроса малых и средних предприятий, проведенного институтом Бориса Титова, их число доходит до 9 млн.
Предложение Бориса Титова следующее: сократить сразу в два раза количество проверок малых и средних предприятий и снизить размер штрафов. В отношении надзорных инспекторов в свою очередь предлагается установить ответственность за несанкционированное вмешательство в рабочий процесс той или иной компании.
Авторы доклада предлагают «расширить» сферу применения «надзорных каникул»: в частности, распространить их на средние предприятия (к ним относятся компании с годовой выручкой до 2 млрд руб.).
2. Реформировать РЖД
Одним из главных «тормозов» несырьевого сектора экономики авторы доклада называют деятельность РЖД. Дело в том, что тариф на грузоперевозки и порядок использования железнодорожной инфраструктуры не дают развиваться бизнесу.
«Мы предлагаем передать часть функций планирования, финансирования и реализации проектов от РЖД напрямую уполномоченному органу власти. Он должен выступать заказчиком крупных проектов и оценивать долгосрочную потребность бизнеса в грузоперевозках», - говорится в документе, подготовленном Титовым.
3. Позаботиться о строительной отрасли
В своем докладе Борис Титов отмечает: главной проблемой строительной отрасли являются поправки к закону о долевом строительстве. Напомним, они предусматривают зачисление денежных средств покупателей квартир на специальные счета в кредитных организациях. Согласно законопроекту, застройщики не смогут пользоваться этими средствами до сдачи объектов.
Принятие подобной меры, считает бизнес-омбудсмен, необходимо отложить. Кроме того, законопроект о долевом строительстве должен предусматривать предоставление застройщику целевого кредита на строительство многоквартирных домов, считает Титов.
4. Облегчить жизнь ритейла
В последнее время ритейл столкнулся с массой сложностей. Так, обязательное внедрение ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная
Титов предлагает внедрить систему налогового вычета, сумма которого будет равна затратам компании на обязательно оборудование. Помимо прочего, по мнению бизнес-омбудсмена, для перехода на подобные системы, необходим тестовый, адаптационный период.
5. Пересмотреть систему охраны авторских прав
Авторы доклада уверены: действующая в России система по управлению авторскими и смежными правами ведет «к высоким рискам нарушений» из-за своей непрозрачности и противоречит международной практике и правилам ВТО, членом которой Россия является с 2012 года.
Авторы доклада предлагают заменить действующую модель управления правами либо на систему, по которой авторам будут компенсировать убытки после нанесения ущерба, либо на «страхование» будущей ответственности — по аналогии с существующей системой сбора 1% с производителей аудио- и видеотехники (этот «налог на болванки» собирает РСП). За право собирать этот сбор на рынке должны конкурировать множество организаций.
6. Улучшить взаимодействие бизнеса и власти
В докладе Бориса Титова говорится о необходимости уменьшения бумажной волокиты. Сейчас, указывают авторы, при обращениях необходимо использовать бумажные версии документов, хотя в повседневной деятельности компании работают с их электронными копиями. Расходы всех экономических субъектов на хранение, обработку и уничтожение бумажных документов эксперты оценивают в 300 млрд руб. в год, указано в докладе.
Авторы предлагают законодательно запретить хранение физических копий после появления их цифровых версий и обязать госорганы принимать от бизнеса электронные документы.