За счет роста популярности внутреннего туризма отечественным курортам выпал небывалый шанс для развития туринфраструктуры. Но пока речь идет только о шансе — целевых инвестиций нет и не предвидится.
Директор группы компаний «Зима-Лето» Ольга Гуляр:
— Сегодня уже очевидно, что непростая политическая и экономическая ситуация в стране (последняя значительно усугубляется ослаблением рубля по отношению к доллару США и евро), привели к появлению кардинально новой тенденции на рынке туристических услуг. Пожалуй, впервые можно говорить о возникновении реального импортозамещения в туризме. Снижение покупательной способности населения с одной стороны и запрет на выезд за рубеж крупной категории туристов (это военные и сотрудники силовых ведомств) с другой привели к невиданному с советских времен росту популярности отечественных направлений. До этого рост сдерживался тремя факторами.
Во-первых, российские туристические направления (курорты Краснодарского края, туры по Золотому Кольцу, речные круизы и др.) не могли конкурировать с зарубежными ни по уровню сервиса, ни по состоянию туристической инфраструктуры (отели, гостиницы, пляжи, дороги и многое другое). Все это было и остается далеким от идеала.
Во-вторых, тем не менее, российские курорты были сопоставимы с зарубежными по стоимости путевок. Другими словами, не обеспечивали приемлемого баланса между ценой и качеством. Поэтому за одни и те же деньги туристы всегда предпочитали выбирать Турцию, а не Сочи. Нередко встречались ситуации, когда зарубежные курорты оказывались даже дешевле отечественных.
Из первого и второго неизбежно вытекает и третье: отечественные курорты не были и до последнего времени не имели шансов стать модными местами для отдыха.
Однако в период второй половины 2014 и первой половины 2015 гг. ситуация поменялась кардинально. Первой «ласточкой» в этом процессе стал Крым, который внезапно получил статус российской территории, и, соответственно, российского курорта. Ситуация вокруг Крыма, с одной стороны, заранее сделала его модным местом (многие люди поначалу поехали туда из любопытства, на волне всеобщей шумихи вокруг полуострова). С другой стороны, турпоток поддерживался как раз за счет тех, кто потерял возможность проводить отпуск за пределами страны.
Впервые в этом году заявили о себе уральские курорты
Сочи также имел некоторый «вес» в СМИ из-за прошедшей Олимпиады. При отсутствии лучших вариантов туристы отправились туда, чтобы воочию оценить произошедшие в городе перемены, немедленно превратив и это место в действительно модный сегодня курорт (постить в социальные сети фото с отдыха в Сочи становится излюбленным развлечением многих представителей среднего класса). Но главным стимулом все же оказалась возможность расчета в рублях. В целом же в 2015 г. турпоток на курорты Краснодарского края вырос примерно на 50% от уровня прошлого года.
Также стоит напомнить, что впервые в этом году заявили о себе уральские курорты: им перепала часть внимания туристов, жаждущих путешествий — летом 2015 г. рост турпотока на этих направлениях составил порядка 30% по сравнению с прошлым годом. Дело даже дошло до публичных оценок их текущего состояния и потенциальных возможностей.
Таким образом, отечественным курортам выпал небывалый шанс. Рынок сегодня работает на них, обеспечивая небывалый приток инвестиций, который необходимо максимально использовать для развития инфраструктуры.
Что касается туристических проектов Свердловской области, у участников рынка была надежда на то, что средства на их развитие выделят в рамках подготовки региона к ЧМ по Футболу. Сегодня этой надежды уже нет.
Почему мы говорим именно о шансе? Потому, что специальных, целевых инвестиций в развитие российской туристической инфраструктуры не было в прошлые годы и не предвидится в будущем. Получение отечественными курортами серьезных денег — это всегда именно шанс. Иногда его дают крупные проекты, связанные с туризмом лишь косвенно. Сочи получил такой шанс благодаря Олимпиаде. Что касается туристических проектов Свердловской области (Ганина яма, Верхотурье, Оленьи ручьи, Невьянск с его наклонной башней и другие), у участников рынка была надежда на то, что средства на их развитие выделят в рамках подготовки региона к Чемпионату Мира по Футболу. Сегодня этой надежды уже нет.
Уральские курорты — вопрос отдельный и трудный. Если взять Крым или Сочи, дальнейший рост турпотока на эти курорты мы обязательно увидим в будущем году, если только внезапно не произойдут резкие перемены к лучшему в экономике, например, доллар и евро не вернутся к докризисным значениям (шанс подобных событий, естественно, нулевой). Возможно, мы увидим рост спроса и на путешествия по Золотому кольцу России.
Турагентствам интересно было бы возить к нам жителей других российских регионов. Но здесь возникают две проблемы, которые не позволяют это сделать.
А вот с местными туристическими проектами все не так просто — здесь дальнейшего серьезного роста в ближайшее время ожидать не стоит. Эти проекты сегодня не интересны с точки зрения инвестиций. У бизнеса на это просто нет денег, а у бизнеса туристического — еще и желания (стоимость таких туров довольно низкая, при этом высока доля туристов, самостоятельно организующих эти путешествия).
Турагентствам интересно было бы возить к нам жителей других российских регионов. Но здесь возникают две проблемы, которые не позволяют это сделать. Первая заключается в том, что подобные туристические маршруты вообще никак не разрекламированы. И вторая, значительно более серьезная — это крайне отсталая туристическая инфраструктура (а зачастую ее полное отсутствие) и традиционно плохие дороги. Другими словами, для тура выходного дня такие места вполне годятся, а вот ехать туда на автобусе в течение многих часов да по плохим дорогам, рискуя по прибытии остаться даже без минимального сервиса, решится далеко не каждый — здесь параметры цена/качество весьма сильно расходятся.
Проблему разбитых дорог никакой бизнес сам не решит.
Конечно же, некоторый рост турпотока, который произошел (а, следовательно, и увеличение прибыли), местные курорты должны использовать для развития инфраструктуры. Но для превращения их в действительно популярные места отдыха нужно потратить несколько лет на хорошую рекламу (прямую плюс регулярное участие в различных туристических выставках), привлечь существенно больше инвестиций, и привлечь к работе государство, так как проблему разбитых дорог никакой бизнес сам не решит.