Меню

Проблемы бизнеса – не там, где их ищут власти

Главный федеральный инспектор области Виктор Миненко обозначил, что власти видят главные проблемы бизнеса в дефиците кадров и в административных барьерах. Я уверен, это вызовы позавчерашнего дня.

Они совершенно не актуальны для предпринимательского сообщества. Обсуждать упрощение регистрации юридических лиц всерьез, на уровне федерального инспектора, – это просто смешно. Нет сегодня проблемы регистрации бизнеса в Свердловской области. Тезисы типа «облегчение льготного доступа бизнеса к ресурсам» тоже вызывают улыбку. Что стоит за этими словами? Пустота.

А теперь – как все на самом деле. Вопрос с кадровым обеспечением и переподготовкой решен с помощью университетов (у нас сильные вузы), бизнес-школ, курсов. Любая образовательная технология в Свердловской области доступна. У бизнеса с этим проблем нет. Предприниматель сегодня может получить любого специалиста, какого хочет.

Теперь о барьерах. Про строителей ходит огромное количество баек, мол, в отрасль сложно попасть. Но здесь – в самой напрасно демонизированной отрасли – административных барьеров нет. Вы в курсе, что девелопером сегодня может стать кто угодно? Участвовать в земельном аукционе вправе любое юридическое лицо, ИП и даже физлицо. Приходите, и если победите, можете начинать строить дом, бизнес-центр, гостиницу. Необходимо только прийти на аукцион, принести свои учредительные документы, торговаться бок о бок хоть с «Атомстройкомплексом» - и выиграть.  Эффективно работающие земельные аукционы – то, чего застройщики добивались два года - сделали доступ на рынок совершенно открытым. Недавно, например, некое Вологодское стройуправление купило в Екатеринбурге хорошую землю.

Получение заключения в госэкспертизе – тоже не проблема. Два месяца – и все. Госэкспертиза сегодня обладает статусом некоммерческого автономного учреждения и получает существенно больше денег, чем раньше. Она сама борется за клиентов, она заинтересована, чтобы было больше строительных проектов. А с  1 апреля вообще произойдет революция: государственная и негосударственная экспертизы законодательно уравняются в правах. В Свердловской области будет несколько экспертиз, которые станут конкурировать между собой.

Отношения застройщиков с естественными монополиями тоже урегулированы: мы им исправно платим за подключение по установленным тарифам. Монополии заинтересованы подключать. Я сегодня каких-то необоснованных отказов строителям вообще не вижу.

Почему тогда строительные компании не появляются на рынке как грибы после дождя? По той же причине, по которой не создаются каждый день машиностроительные предприятия и банки. Это весьма капиталоемкая отрасль. Она требует не только наличия специального образования у руководителей и сотрудников, но и квалифицированных инвесторов. А таких относительно немного. Они наперечет. К тому же, у нас высокая конкуренция. Строительный комплекс Екатеринбурга можно отнести к сильнейшим в России по всем объективным показателям. Крупнейшие московские холдинги, такие как ГК «ПИК» или «СУ-155», даже не рискуют заходить в Екатеринбург, потому что конкурировать с местными организациями, уже имеющими доступ к ресурсам, достаточно сложно. Схожая ситуация – в Новосибирске.

Снижение налогов, о котором все говорят как о решении проблем бизнеса, – это замечательно. Но давайте не будем друг друга обманывать. Ну снизят с 10 до 5% какой-нибудь налог. Не надо забывать, что бюджет Свердловской области дефицитный. Его все равно будут добирать за счет бизнесменов – нас с вами. Так заведено.

Если серьезно говорить о теме безопасности бизнеса и условиях для его эффективности, наиболее насущная проблема вообще не здесь. В государстве не работает главный институт – независимая судебная система – вот что волнует бизнес! Предприниматели сегодня не ходят в суд за защитой прав. Нет такого бизнесмена, попавшего под уголовное дело и знающего, что невиновен, который будет сидеть сложа руки. Что он будет делать? Суетиться, искать «решальщика». В прошлом году я столкнулся с вопиющей статистикой: условно, из 10 уголовных дел по экономическим статьям до суда доходит только одно. Потому что бизнесмены сами решают эти проблемы, а делают они так, потому что не верят в существование независимого суда. Я уверен, отсутствие убежденности, что судебная система защитит тебя эффективно и независимо, - корень зла очень многих проблем. В том числе – инвестиционной привлекательности региона и страны в целом.