Меню

«Проблемы на 99% у нас в башке, но мозг, сука, хитер, и самому это дерьмо не разгрести»

Сергей Третьяков. Иллюстрация: Личный архив

На расчетном счете ноль, деньги пугают, проект в стагнации, на подходе панические атаки… Реальная история о том, как встреча с бизнес-консультантом переворачивает сознание и меняет жизнь к лучшему.

Сергей Третьяков, бренд-шеф и совладелец «Кондитории» (школа и кондитерская в Екатеринбурге), до 2014 г. работал коммерческим директором по розничному рынку в крупной корпорации — компании МТС Урал, а когда ушел из нее, решил открыть собственное дело. И, как это часто бывает у бывших топ-менеджеров, стал изучать ресторанный бизнес. Выбор понятен: на этом рынке, несмотря на кризисы, кипит жизнь, и хотя многие рестораторы не выдерживают конкуренции и закрывают заведения, новые концепции возникают постоянно, и шанс нащупать свою нишу довольно высок.

Все изменила встреча с бизнес-консультантом. Он не только отговорил Сергея от открытия ресторана, но и показал другие пути и даже спас бизнес от стагнации. «Такой человек иногда нужен, чтобы помочь разгрести дерьмо в голове», — говорит Сергей. Он рассказал DK.RU, через что ему пришлось пройти, чтобы стать успешным предпринимателем и какова во всем этом роль консультанта.

Сергей Третьяков, совладелец в Кондитория-школа и кондитерская в Екатеринбурге:

— В 2014 году я покинул стены МТС и решил заняться собственным бизнесом. Хотел устроить кондитерскую и здесь же — небольшую студию, где будут проходить мастер-классы. Начал искать помещение, и в процессе поиска мне предложили аренду большого помещения, где можно было открыть собственный ресторан.

На тот момент я вообще не понимал, что такое ресторан и как его открывать. Где-то в душе была мечта иметь свой кабак, но она никогда не была кристаллизована во что-то большее, чем просто желание из разряда «а не херово было бы...».

Когда я полазил по просторам интернета и понял, что открытие ресторана стоит не меньше 10-15 млн руб., то решил отказаться от этой затеи. Но арендодатель был сильно мотивирован и предложил мне беспроцентную ссуду с вычетом платежа в счет аренды — сказочное предложение, такой шанс упускать нельзя. Но меня все равно сильно сдерживал факт, что я не умею открывать рестораны и не знаю, как это работает.

Я начал искать ответы в сети.

Наткнулся на одного чувака по имени Денис Яхно, он позиционировал себя как ресторанный консультант. Я написал ему сообщение с предложением оказать мне консультацию по открытию ресторана. После недолгих переговоров мы определили стоимость консультации и договорились о дне приезда.

Во время консультации он популярно объяснил мне, сколько стоит разработка концепта ресторана (1 млн руб.), сколько мне предстоит потратить и почему мне не нужно отрывать ресторан! Самым важным было то, что я получил ответ на вопрос, чем мне действительно стоит заняться. 

Схема была на удивление проста — чувак очистил мой мозг от информационного мусора и оставил только действительно важные и актуальные для меня задачи. 

Итог, сэкономлено 15 млн на открытии и запущена не только кондитерская, но и международная школа кондитерского искусства, где за два года было обучено более 7000 студентов со всего мира.

Вторая встреча с Денисом случилась два года спустя, по его инициативе. Он позвонил мне и сказал, что хотел бы увидеться. Я удивился, потому как у меня вроде запроса не было. Когда мы встретились в Екатеринбурге, он спросил, как мои дела. Дела спустя два года шли хорошо, но почему-то в бизнесе началась стагнация. Я потерял интерес к происходящему в школе и кондитерской и никак не мог заставить себя сдвинуться с места. 

Я коротко рассказал Денису, в чем проблема. В итоге мы просидели четыре часа и выявили интересный для меня факт — новый бизнес-проект интересен мне до определенного момента, после чего включенность резко падает. Я начинаю проект, прохожу все стадии его развития, досконально разбираюсь, как он работает, и это занимает примерно два года. То есть каждый бизнес-проект для меня — как новая серия. Это называется «серийный предприниматель». Термин стал для меня чем-то новым. Исходя из этого открытия, я решил попробовать работать именно в таком качестве и запустил новый проект, который меня тут же захватил. Я открыл онлайн-школу кондитерского искусства. 

Все было четко, рынок растущий, перспективы онлайн-образования огромны, но вот прошло два года, и в мае 2018-го мой расчетный счет приблизился к отметке «0». И что бы я ни делал, какие бы действия ни предпринимал, я не мог сдвинуться с мертвой точки. 

Я решил в тот момент, что собственный бизнес — это, наверное, не мое и пора возвращаться в крупные корпорации. 

Сидя в самолете Екатеринбург-Москва, я вспомнил своего товарища и набрал его, чтобы просто по-приятельски поболтать о своих измышлениях. Денис спросил меня напрямую, нужна ли мне его консультация, или это просто звонок другу. Я на секунду завис, а потом попросил его о встрече. Он согласился, несмотря на выходной день и планы.

Пока я ехал на встречу, в моей голове постоянно зрело желание отменить ее по непонятным мне причинам. Но я понимал, что это не просто разговор, это бизнес-встреча.
Консультация состоялась. Но она была странной. Я, по словам Дениса, со встречи… сбежал.

Мы сели за стол и начали разговор, Денис хорошо слушал, долго и вдумчиво смотрел, а затем спросил меня: «А сколько ты берешь денег за свой консалтинг по открытию кондитерской?». Я помялся, подумал и с трудом выдал сумму. — «А почему именно столько? Почему не больше?» — Я не смог ничего ответить.

С каждым разом вопросы от моего товарища становились все более точечными и конкретными, а мне становилось все более дискомфортно, росло желание свалить отсюда.

Я даже нашел повод (за два часа до этого моя дочь, живущая в Москве, спросила, успею ли я заехать к ней до вылета). «Это отличный вариант», — звучало в моей голове. И как только прозвучал вопрос «Да, кстати, а когда ты мне заплатишь за консалтинг?», я ответил, что в ближайшие пару дней, как только появятся деньги, попросил счет, собрал вещи, пожал Денису руку, сказав, что у меня еще есть дела, и вышел из ресторана.

Пока шел к метро, в моей голове все время раздавался пульсирующий звонок, я не мог сосредоточиться ни на одной мысли. Когда звонок в голове раздался в десятый или пятнадцатый раз, я понял, что это сообщения на телефоне. От Дениса. Он был в шоке от того, как закончилась, а вернее, не закончилась эта встреча. Потому как мы только начали, и впереди было еще два часа консультации. Он описал мне в сообщениях свои выводы по моей проблеме и сказал, что вышлет пошаговый инструктаж, потому что, если вопрос не решить сейчас, то дальше могут начаться панические атаки, неврозы и прочие неприятные моменты. Мой разум зацепился за слово «панические атаки» и вспомнился пульсирующий звонок в голове.

Подробно описав инструкцию и выслав ее мне в мессенджер, Денис позвонил. Он подробно объяснил мне истоки проблемы, которая у меня есть, последствия и пути решения.

Моя проблема с нулевыми остатками на счетах, по его мнению, кроется в том, что я просто давно исключил «материю денег» из своей жизни. Или проще — я боюсь денег и не пускаю их в свою жизнь. Ну, типа бабло — зло, важно отношение, маркетинг и бла-бла-бла...

Проговорили мы около получаса, и я остался один на один с этим результатом. Впереди были долгая дорога в Екатеринбург и время поразмыслить.

Я вспомнил весь свой путь в бизнесе, начиная от работы в крупных компаниях, где вся корпоративная история выстроена очень грамотно: ты работаешь, достигаешь целей, но не касаешься денег вообще, их как бы нет… И с этим же настроем я открыл собственный бизнес, где был важен продукт, маркетинг, клиенты, эго, но никогда не было денег. Я начал анализировать свое поведение в собственном проекте и вот что увидел:

  1. Я не отвечал людям на прямой вопрос, сколько стоят мои услуги. Ни клиентам, ни партнерам. Одни спрашивали меня в письмах и месенджерах, другие задавали вопросы лично, но итог был один: я формулировал им странные письма, где все было запутано и не было ответа в виде простой цифры. Вместо этого — предложения созвониться, заполнить анкеты и т.д.
  2. У меня висело много не отвеченных писем на предмет заказа моих услуг.
  3. Не было четкого бюджета затрат и доходов. 
  4. На вопрос Дениса, когда я заплачу за консультацию, я пробубнил что-то про завтра-послезавтра, как будут деньги...
  5. И, самое главное, у меня уже полгода как не было личных счетов и карт, где я мог формировать свой личный финансовый бюджет. Я сгрузил это на свою любимую жену.

Денис не отстал от меня, несмотря на «мой побег». И даже на следующий день продолжил мне писать, высылая рекомендации, статьи и прочую нужную информацию, параллельно спрашивая, как я себя чувствую.

В итоге я получил четкие рекомендации, что делать с деньгами, и просьбу сообщить ему о моих результатах (успехах и неудачах).

Спустя две недели мое отношение к деньгам начало выправляться. Инструменты, которые дал мне мой друг, работали. Они были очень простыми, но эффективными.

Спустя две недели:

  1. Я начал впрямую отвечать людям на вопрос о стоимости моих услуг. И они стали соглашаться на покупку моих услуг по консалтингу и обучению
  2. Баланс счета начал расти и количество клиентов и реальных договоров на обучение и консалтинг — тоже. Тут же начали поступать предложения на следующий год.

Короче, о консультантах ходит много славы, и хорошей и плохой. Я точно знаю, что проблемы на 99% у нас в башке. Но мозг, сука, настолько хитер, что он все время подкидывает нашему сознанию максимально разнообразные решения, не всегда нужные нам для эффективной жизни. И порой нужен просто другой человек рядом, чтобы помочь разгрести дерьмо в голове. Главное — не ошибиться... 

Ищите такого человека, это важно в жизни!