Меню

«Продавцы дезориентированы». Почему в России массово закрываются риелторские агентства

«Цены должны сползти вниз, потому что доходы населения не растут. Но большая часть продавцов находится в иллюзии». С рынка уходят агентства, которые не могут выжить в ужесточившейся конкуренции.

За 2016 г. в России закрылись 4138 риелторских компаний, пишет РБК со ссылкой на российское отделение международной сети агентств недвижимости Century21. Это более чем в два раза превышает показатель 2015 г.: тогда в стране прекратили работу 1880 компаний, занимающихся посредническими услугами на рынке недвижимости. Одновременно в стране стали регистрировать меньше новых агентств: в 2014 г. их открылось 4159, в 2015 г. — 3776, а в 2016-м — 3165. 
 
Такие данные в Century21 называют следствием кризиса 2014 г., из—за которого снизилась покупательская способность граждан и изменилась структура рынка. 
 
«После кризиса ситуация изменилась: уровень спроса медленно падает, в то время как предложение демонстрирует активный рост. В результате возникает ситуация высокой конкуренции. Выжить на этом рынке могут далеко не все агентства, многие не знакомы со спецификой высококонкурентного рынка», — отмечают в компании.
 
Александр Дмитриев, генеральный директор агентства недвижимости «Диал», скептически относится к данным Century21. Он отмечает, что в Екатеринбурге, если считать отдельные офисы каждого крупного оператора как одно агентство, примерно 400 риелторских компаний. Но за месяц больше двух квартир выставили на продажу только примерно 150 агентств. 
 
«Остальные 250 либо сдулись настолько, что уже не знают, как дальше работать, либо для них это хобби и они занимаются другим бизнесом. Не удивлюсь, если из 400 агентств через год останется 300. В большей степени это касается некрупных агентств. Маленькому агентству в кризис плохо, но оно может поправить свое положение за счет одной-двух сделок. Считается, что тяжелее всего среднему агентству, которое делает в месяц 10-12 сделок, так как расходы у них выше», — говорит г-н Дмитриев.
 
В риелторском бизнесе сохраняется непростая ситуация, и успешны те агентства, которым удается убеждать продавцов снижать цены, считает предприниматель: 
 
«На рынке есть покупатели, но если раньше, в 2013 и начале 2014 гг., они приобретали 3000 квартир в месяц, то сейчас — 2000. Поэтому, конечно, покупателей на всех не должно хватать. На мой взгляд, ситуация непростая именно для риелторов: продавцы все меньше соглашаются с идеей, что цена должна быть ниже. Они все больше слышат разговоры, что наша экономика развернулась к росту. Можно сказать, что продавцы дезориентированы: покупательский спрос в ближайшее время не увеличится, и фактически цены должны немного сползти вниз, потому что доходы населения не растут. Но большая часть продавцов находится в иллюзии. Это создает сложности для риэлторов, которые не занимаются аналитикой и исследованием рынка, и у них не так много аргументов, чтобы убедить продавца снижать цену. В итоге через полгода непроданный объект стоит еще дешевле, и проигрывает и продавец, и риелтор. Сейчас риелтор точно должен знать, по какой цене выставлять объект».