Многие бизнес-гуру считают, что предпринимательский дух есть или нет в человеке с самого рождения. Те, в ком он присутствует, начинают свой бизнес еще в школьные годы, а то и раньше.
Инвестор Аркадий Морейнис и вовсе считает, что после 16-ти делать бизнес уже поздно. Именно в школьные годы необходимо вкусить всю прелесть предпринимательства, заработать первые кровные и ощутить горький вкус неудачи. Все эти падения и взлеты помогут сформировать настоящий бизнес-характер в человеке.
Между тем, многие предприниматели, чьи имена сейчас на слуху, делали первые шаги в сторону бизнеса именно в школьные годы. Сегодня в рубрике «Своё дело» - их истории, рассказанные изданию «Секрет фирмы».
Роман Кумар Виас, совладелец и директор по маркетингу компании Qlean, застал эпоху развития компьютерных клубов. Тогда многие увлеклись сетевыми играми и отдавали сумасшедшие деньги за редкие артефакты – доспехи, мечи, зелья и пр.
«Какой-нибудь редкий доспех в игре можно было продать за $5000, а стоимость полного боевого комплекта доходила до $50 000. Мы с друзьями быстро просекли эту фишку и буквально каждый день (иногда вместо школы) просиживали в играх по девять часов. Прокачивались, знакомились с местными лидерами и росли в кланах, чтобы потом всё продать. Кое-кто, помню, специально играл за женских персонажей и разводил богатеньких сынков на дорогие вещи, аккуратно отклоняя предложения о «встрече в реале», - рассказывает Виас.
Первый бизнес Виаса активно развивался. Он и его единомышленники даже наняли специально обученных людей, которые прокачивали определенных персонажей. Школьники зарабатывали на этом неплохие деньги, пока разработчики игры, персонажей которой они совершенствовали, их не забанили.
Инна Алексеева, Генеральный директор PR Partner
Когда Инна училась в пятом классе, популярность стали набирать куклы Barbie. Однако если в центральных регионах одежду для них было найти легко, то вот в родном Инне Нижневартовске с нарядами для кукол были проблемы.
Тогда-то Алексеева и решила организовать курсы кройки и шитья платьев для Барби.
«Как сейчас помню: это был 1991 или 1992 год, и занятие у меня стоило 1 руб. Собирались в школьных пролётах и шили. Через полгода мама от знакомой узнала о моём кружке и попробовала провести воспитательную беседу: мол, зачем это всё, можно же шить платья куклам и бесплатно. Я на это ответила, что бесплатно я могу шить дома и для своих. Бизнес после этого разговора закончился, а первые деньги я потратила на что-то несущественное вроде конфет и жевательных резинок».
Еще один опыт школьных лет – работа в ритейле
«Когда я закончила девятый класс, папа моей подруги Наташи привёз откуда-то целый грузовик арбузов — заказчик так расплатился с ним за перевозку. Дядя Володя поставил нас торговать ими у хлебного и молочного магазинов в самом проходном месте нашего микрорайона. За три дня мы распродали грузовик и сами ещё наелись. Позже у бабушки летом я продавала вишню. Всё это научило меня торговаться, не стесняться и хвалить свой товар», - рассказывает Инна Алексеева.
Аяз Шабутдинов, основатель холдинга Like
Один из самых молодых российских предпринимателей Аяз Шабутдинов начинал с того, что сдавал бутылки, потом работал в бухгалтерии за 500 рублей в месяц, а на первые заработанные деньги купил Книгу рекордов Гиннесса за 2003 год.
«В 14 лет я уже начал заниматься настоящим бизнесом: взял у родителей 5500 рублей в долг, в школе сказал, что болею, и три дня и три ночи занимался закупкой товара и оформлением его доставки в посёлок Куеда из Москвы. Продавал я розыгрыши и приколы. Например, звонок на дверь: нажимаешь, а он вместо того, чтобы звенеть, стреляет в тебя чернилами. Или шоколад с упаковкой как у Snickers, но со вкусом лука или чеснока. Взятые в долг деньги вернулись очень быстро», - вспоминает Аяз.
Спустя год, молодой предприниматель уехал от родителей в Ижевск. Деньги на проживание родители, конечно, присылали, но Аязу хотелось зарабатывать больше. Тогда он начал писать стихи на заказ. Помимо этого, Шабутдинов подрабатывал ведущим мероприятий и сценаристом.
Никита Дедик, основатель и технический директор Timescenery
Зарабатывать пускай и немного, зато своего, всегда поднимало самооценку Никите Дедику. Начинал он с того, что прибирал одну из автошкол города Малоярославец.
«Когда у меня появился компьютер с доступом в интернет, я сразу начал строить серьёзный бизнес-проект — сайт с эротическими фото. Брат их собирал, а я верстал. Так я заработал первую валюту. В районном отделении Сбербанка все были в шоке, когда я пришёл обналичивать чек на $50 за размещение баннеров, присланный почтой из США», - рассказывает о дальнейшем опыте бизнесмен.
Ещё тогда, публикуя на собственном сайте фотографии обнажённых красавиц, Дедик осознал, что именно за компьютерными технологиями будущее, поэтому и продолжил развиваться в этом направлении.
Евгений Потапов, генеральный директор IT Summa
В 1992 году Потапову было восемь лет. Отец говорил ему, что сейчас пришла та самая пора, когда наконец можно работать не по найму, а на себя. Евгений урок усвоил хорошо и начал с того, что открывал ворота для машин в садоводстве и брал за это деньги.
«В том же садоводстве мешал воду с грязью и глиной и продавал дачникам получившуюся смесь как цемент для заделки труб. Чуть позже я собирал бесплатные газеты из почтовых ящиков и продавал их как «газеты с анекдотами». Бизнес провалился, когда я пытался продать газеты уже как «спортивные» на стадионе: первые покупатели увидели, что в газетах нет ничего про спорт, и мне пришлось от них убегать. Да, это были махинации, но по-детски безобидные. Я не столько зарабатывал на этом деньги, сколько учился — искусству общения и продаж», - рассказывает он.
В 13 лет началась более серьезная работа. Тогда Потапов пошел в школу программирования. Получив необходимые знания, он стал за небольшие деньги писать владельцам сайтов гостевые книги. Несмотря на обилие клиентов, денег было немного, хватало только на карманные расходы.
«Действительно большие деньги я заработал вместе с отцом в 1998 году. Мы выиграли грант Фонда Сороса на создание сайта «Театральная культура в Восточной Сибири» — на сумму $5000. Папа занимался содержанием, а я программировал, делал на сайте структуру и дизайн. Кстати, валюту мы получили в день кризиса — 17 августа 1998 года», - вспоминает Потапов.