Екатеринбуржцы провели прошлый год в очередях за автохитами, столкнувшись вдобавок с ростом ставок по автокредитам. Но все это не помешало региональному авторынку показать рекордный рост.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2011 г. продажи новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России составили 2,6 млн машин – на 39% больше, чем годом ранее. Как сообщают аналитики агентства «Автостат», первое полугодие 2011 г. регионы УрФО закончили с масштабным ростом в 91,5%, обогнав общероссийские показатели почти вдвое. Екатеринбургский городской комитет по товарному рынку, отчитываясь летом о росте рынка, также обнародовал внушительные цифры: за семь месяцев 2011 г. автодилеры выручили 5251, 9 млн руб. (против 1188,4 годом ранее). Как уточняют в агентстве «AutoDealer-Екатеринбург», по итогам 2011 г. в городе было продано 85088 новых легковых автомобилей – плюс 60% к 2010 г. При этом только в декабре салоны реализовали 8444 машины – вдвое больше, чем годом ранее. Предыдущий рекорд был установлен в июне, когда в Екатеринбурге продали 8142 новых авто. В итоге город стал пятым в России по объему продаж - после Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и Казани.
Ставка на кредит
По словам участников регионального рынка, уверенный рост был ожидаемым. Но выйти на докризисный уровень в 2011 г. не удалось. «Чтобы вернуться к показателям 2008 г., продажи должны были вырасти на 83%», - комментирует директор филиала в Уральском регионе ГК «Независимость» Константин Кудрявцев, ссылаясь на данные «Автостата». По его словам, в 2011 г. рынок рос за счет отложенного спроса, относительного восстановления экономики, программ льготного кредитования и утилизации старых машин. А уровень автокредитования в Екатеринбурге практически достиг предкризисного показателя – в среднем чуть ли не каждая вторая машина продавалась с помощью займов. «Наша компания реализовала в кредит порядка 30% новых авто», - уточняет г-н Кудрявцев.
Гендиректор автохолдинга «Оками» Вадим Менаджиев соглашается: финансовые учреждения предлагали выгодные условия – а это сказалось на росте продаж у дилеров. «В 2011 г. в наших автосалонах средний процент купленных в кредит автомобилей составил 35%. Высокие показатели у BMW – примерно половина авто этой марки были куплены с помощью займов. А самые низкие - у Porsche: клиенты предпочитают покупать такие машины без помощи банков», - говорит г-н Менаджиев. Он добавляет: одним из трендов прошлого года стало появление большого числа специальных кредитных программ от импортеров – с более выгодными, чем в банках, ставками. «Например, по программе Mitsubishi Finance можно приобрести автомобиль со ставкой 0,9% годовых, у Nissan Finance – от 2,9%. Если в 2012 г. эта тенденция продолжится, число купленных в кредит авто будет расти», - убежден Вадим Менаджиев. Г-н Кудрявцев опасается, что в дальнейшем рассчитывать на банки вряд ли удастся: «Большинство повысили процентные ставки в конце 2011 г. А в условиях экономической неопределенности банки могут ужесточить и требования к заемщикам».
Финансовые эксперты пока успокаивают: прогнозируют автокредитованию дальнейший рост. Как пояснил зампред Уральского банковского союза Евгений Болотин, ставки по автомобильным займам выросли во втором полугодии 2011 г. и в долгосрочной перспективе должны снижаться. «Рост предрекают аналитики. Они отталкиваются от того, что Свердловская область - регион экспортоориентированный, он крайне чувствителен к ситуации на мировых рынках. В Европе экономика нестабильна, и это отразится на продукции свердловских предприятий – покупать ее будут хуже. Значит, и люди будут получать меньше, и откладывать покупку машин, - поясняет г-н Болотин. - Но в этой логике ставки должны падать, и этот процесс может начаться в 2012 г.». Директор уральского филиала РайффайзенБанка Виталий Милованов согласен: существенного роста ставок в 2012 г. не ожидается. «По сравнению с прошлым годом они и так находятся на довольно высоком уровне. Банки работают в высококонкурентной среде, увеличивать ставки сейчас невыгодно. Но и их снижения не обещаем», - комментирует г-н Милованов. По оценке представителя автоцентра «Хонда на Новосибирской» Алексея Богача, в 2012 г. объем продаваемых в кредит авто массового сегмента может достигать 75%: «Несмотря на завершение программы льготного автокредитования, банкам пока невыгодно ужесточать условия выдачи ссуд. Дефицита ликвидности у финансовых учреждений пока нет. Ставки в первом полугодии вряд ли вырастут больше чем на 0,5-1,5%».
Очереди держатся на нескольких автохитах
В 2011 г. изменились только объемы продаж, а их структура осталась прежней. В абсолютном зачете лидируют автомобили Lada - благодаря госпрограмме по утилизации старых машин ее дилеры смогли увеличить продажи новых. «Мы в ситуации естественного роста рынка легковых автомобилей. И программа утилизации не влияет на его темпы. Безусловно, уменьшится спрос на отечественные машины, но эту нишу займут новые недорогие иномарки, созданные специально для России», - считает Вадим Менаджиев. Константин Кудрявцев добавляет: как и в 2010 г. наибольшие продажи в Екатеринбурге показали бренды Chevrolet, Toyota и Hyundai. Но конкуренция марок в массовом сегменте в прошлом году усилилась – из-за выхода новых моделей и обновления модельного ряда. В целом, все отмечают ажиотажный спрос на народные авто - Hyundai Solaris, Volkswagen Polo и Kia Rio. Как поясняет гендиректор ГК «Автобан» Анатолий Бартенев, такие автохиты, за которыми выстраиваются очереди, рынок рождает каждый год. «Причина в относительно невысокой стоимости для машин такого уровня – до 700 тыс. руб. За эти деньги можно получить все технические качества, которые раньше были доступны только для автомобилей бизнес-класса», - комментирует г-н Кудрявцев.
Вадим Менаджиев отмечает, что наибольшую динамику показали появившиеся в 2011 г. новые Ford Focus и Hyundai Solaris, а также уже зарекомендовавшие себя Nissan Qashqai и Toyota Rav4. «Предполагаем, что и в 2012 г. спрос на эти автомобили останется на высоком уровне», - прогнозирует он. По словам Алексея Богача, купить автомобильные хиты в 2011 г. в хороших комплектациях было невозможно. Да и сейчас относительно дешевых машин в базовой комплектации (до 800 тыс. руб.) в свободной продаже практически нет. «Абсолютный хит прошлого года, Hyundai Solaris, по-прежнему бьет рекорды очередей. Емкость этого ценового сегмента очень высока, и ограничена лишь возможностями автопроизводителей», - поясняет г-н Богач. И добавляет: в 2011 г. производители вели себя излишне осторожно, и квоты дистрибьюторам определили существенно заниженные. «Уже в III квартале было очевидно, что к концу года в большинстве сегментов свободных машин не останется. Исключение составили только автомобили ценой от 1 млн руб. и выше: такие машины 2011 г. выпуска сегодня можно купить по крайне выгодной цене», - говорит Алексей Богач.
Как отмечают участники авторынка, в 2011 г. меньше ждать приходилось авто средней ценовой категории. «Срок ожидания составлял 2-3 месяца. Если раньше покупатели были готовы ждать и дольше, то сейчас они этого не хотят, и при случае переключаются на автомобили других марок и моделей», - говорит Вадим Менаджиев. Эксперты также отмечают, что в 2011 г. значительно вырос интерес екатеринбуржцев к автомобилям премиум-сегмента: так, продажи Cadillac увеличились с 24 до 143 авто, Land Rover - с 58 до 363. Аналитики АЕБ связывают повышение спроса на дорогие марки со стабилизацией экономики, однако региональные автодилеры не согласны. «Текущие события в Европе и США дают понять, что стоимость денег переоценена. Поэтому люди активнее вкладываются в нечто ощутимое – дорогую недвижимость, автомобили», - считает Алексей Богач.
Цены на новые машины в 2011 г. выросли незначительно. По словам Константина Кудрявцева, повышение составило порядка 2-5%, и в 2012 г. возможно увеличение цен в этих же пределах. Участники авторынка уточняют: стоимость автомобилей растет регулярно, примерно раз в квартал. В прошлому году в разных ценовых сегментах рост составил от 5 до 15%. В 2012 г. картина будет схожей, причем подорожания машин в салонах следует ожидать к осени.
Москвичи пошли в наступление
О планомерном восстановлении рынка говорит и тот факт, что в 2011 г. Екатеринбург не потерял ни одного автоцентра. Тогда как в 2010 г. закрылись салоны «МС» на ул. Машинной, «Лада-Екатеринбург» на Черняховского, «Уральские автомобили» на пр. Космонавтов и «Автосан» на Гурзуфской. По словам главного специалиста комитета по товарному рынку горадминистрации Натальи Райской, в 2011 г. в Екатеринбурге начали работу четыре автосалона: BMW на ул. Металлургов, «Авто-лидер» на Шефской (за счет реконструкции), Infinity на Космонавтов-Мельковской и СТО «Уральские автомобили». «На 2012 г. запланировано открытие автоцентра Hyundai в Верх-Исетском районе и Renault – в Чкаловском», - сообщила г-жа Райская.
Как говорят автодилеры, двумя салонами список не ограничится. Так, по словам Вадима Менаджиева, на начало года запланировано открытие автоцентров «Авантайм Citroen» и «Автобан Renault». «Возможно, в течение года произойдет еще несколько открытий, но пока они широко не анонсируются», - комментирует он. Кроме того, несколько недель назад второй дилер марки Jaguar в Екатеринбурге – автоцентр «Британия» объявил о старте продаж люксовых авто. По словам директора по продажам Jaguar Land Rover Россия Алексея Шилыковского, на 2012 г. перед дилером поставлен четкий план – увеличить реализацию в два раза (до 40 авто в год). При этом по новой стратегии ускорения внедорожники Land Rover будут продаваться на одной площадке с седанами Jaguar – это должно помочь выполнению планов.
Как полагают специалисты, появление сразу двух автоцентров Renault – «Автобан» в Березовском и Lucky Motors на ул. Селькоровской – позволит автопроизводителю увеличить долю на рынке Екатеринбурга с 5,5% до 6,5%. Кроме того, есть предположения, что дилерский контракт по Renault может получить также ГК «Независимость».
Участники авторынка отмечают: пришедшие в Екатеринбург еще до кризиса федеральные игроки по-прежнему не меняют рынок, но начинают действовать активнее. ГК «Независимость», например, внесла коррективы в распределение дилерских контрактов по KIA в Екатеринбурге. Константин Кудрявцев подтверждает: в планы ГК входит открытие новых автосалонов и расширение портфеля брендов в Екатеринбурге, однако не конкретизирует, каких именно. «А перераспределение долей рынка уже произошло. По итогам 2011 г. доля «Независимости» среди представляемых в Екатеринбурге марок (без учета нового бренда KIA) выросла на 21% - до 54%», - заявляет г-н Кудрявцев.
ГК «Автомир-Екатеринбург» анонсировала строительство весной 2012 г. двух автоцентров – Renault и Suzuki – на участке в 6,5 га напротив ТРЦ «КомсоМОЛЛ». По планам, если новая волна кризиса до России не докатится, то возведение обоих салонов стартует одновременно. Если же в экономике будут проблемы, то первым в конце года будет сдан автоцентр Renault. Предполагается также, что в дальнейшем ГК построит автоцентр под марки General Motors – Chevrolet и Opel.
Местные дилеры, однако, считают, что существенно изменить расклад сил федералы не смогут. «Приход столичных компаний был спланирован и случился до кризиса. И с тех пор рынок они не перекроили. Вряд ли в ближайшие два-три года в Екатеринбурге появятся новые федеральные игроки – интервенция имеет смысл на стабильно растущем рынке. А он остается трудно предсказуемым, даже в краткосрочной перспективе», - полагает Алексей Богач. Как добавляет Анатолий Бартенев, у федеральных сетей хватит денег при желании построить в Екатеринбурге собственные автоцентры. «Но эти обещания я слышу уже лет пять, а большие средства сюда они не вкладывают. Кроме того, столичные компании непоротливы, ведь им приходится согласовывать все решения с Москвой. Часто бывает, что мы уже закончили рекламную акцию, а они только приступают к подобной. Да и местный рынок мы знаем лучше», - комментирует г-н Бартенев.
Его коллеги солидарны: в Москве продается 35% всех новых автомобилей страны, в Екатеринбурге – 4%: ради этой доли федеральные компании не будут вкладывать деньги в регион. Кроме того, стоимость строительства автоцентра в Екатеринбурге и в столице примерно одинакова – значит, выгоднее строиться в Москве. «Поэтому год мы ожидаем спокойный. О докризисных объемах пока можно только вспоминать, но рынок способен показать рост порядка 12%. А в некоторых сегментах он может составить до 30-40%», - прогнозирует Алексей Богач. Что касается российского авторынка в целом, то, по словам Андрея Шилыковского, он продолжит расти. Если экономика будет стабильной, по итогам 2012 г. в стране будет продано 2,95 млн машин. «Если же кризисные явления дойдут до России, то нужно ориентироваться на 2,8 млн авто», - резюмирует директор по продажам Jaguar Land Rover Россия.
Самые продаваемые бренды в Екатеринбурге в 2011 г.
Премиум-бренды
Lexus |
654 |
Audi |
571 |
Mercedes-Benz |
518 |
BMW |
483 |
Volvo |
464 |
Land Rover |
363 |
Cadillac |
143 |
Porsche |
73 |
MINI |
32 |
Jaguar |
29 |
Бренды бизнес-класса
Toyota |
6437 |
VW |
4618 |
Ford |
3357 |
Opel |
3249 |
Skoda |
2896 |
Mitsubishi |
2270 |
Mazda |
1433 |
Suzuki |
1425 |
Subaru |
491 |
Honda |
787 |
Бренды экономкласса
Lada |
14858 |
Chevrolet |
8057 |
Hyundai |
5940 |
Daewoo |
5255 |
KIA |
4173 |
Nissan |
4207 |
Renault |
3791 |
FIAT |
1632 |
UAZ |
1571 |
Chance |
1532 |
Источник: АЕБ
Авторынок города пережил падение в 2010 г.
2000 г.
Открылись:
Салон Mazda («Автоленд»)
Автоцентр «Автосан»
Автоцентр «Субару»
2001 г.
Открылся:
«Ауди центр Екатеринбург»
2002 г.
Открылись:
Автоцентр Citroen («Сатари-Урал»)
Автоцентр «Автобан»
Автосалон «Автофранс»
2003 г.
Открылись:
Автоцентр «Оками моторс»
Автосалон «Модена»
2004 г.
Открылись:
Автосалон «Спэйс моторс»
Автоцентр «АМК Екатеринбург»
2005 г.
Открылись:
Автоцентр «Порше центр Екатеринбург»
Автоцентр «Краснолесье»
Автоцентр «Лада – Березовский»
Автоцентр «Бауэрхоф»
Автоцентр «Вираж»
Автосалон «Найс моторс»
Закрылся:
Автосалон «Модена»
2006 г.
Открылись:
Автоцентр «Toyota центр Екатеринбург запад» (ГК «Автоплюс»)
Автосалон Renault (Lucky Motors)
Автоцентр «Лексус – Екатеринбург»
Автоцентр «Toyota центр Екатеринбург восток»
2007 г.
Открылись:
Автосалон Renault (ГК «Автомир»)
Автоцентр «Уникум моторс»
Автоцентр «Асмото Славия»
2008 г.
Открылись:
- Автосалон Suzuki (ГК «Автомир»)
- Subaru Центр Екатеринбург Юг («Римэкс моторс»)
- Автоцентр «Хонда на Новосибирской»
2009 г.
Открылся:
- Автосалон Bentley
2010 г.
Открылись:
- KIA Motors на ул. Щербакова
- «Восточный ветер» на ул. Маневровой
- «Британия» на ул. Машинной («Уралфрансавто-Авантайм-Британия»)
- Volkswagen на ул. Металлургов («Автобан-запад», реконструкция)
Закрылись:
- «МС» на ул. Машинной
- «Лада-Екатеринбург» на Черняховского
- «Уральские автомобили» на пр. Космонавтов
- «Автосан» на Гурзуфской.
- Автосалон Bentley
2011 г.
Открылись:
- СТО «Уральские автомобили»
- BMW на ул. Металлургов
- «Авто-лидер» на ул. Шефской
- Infinity на Космонавтов-Мельковская
Источники: администрация Екатеринбурга, ТОП-лист «ДК»