Меню

Продовольственный ритейл

Продовольственный ритейл в Екатеринбурге и Свердловской области растет бурными темпами. Иногородние и западные компании, считая Урал перспективным, стремятся занять места на региональном рынке. В о

Продовольственный ритейл в Екатеринбурге и Свердловской области растет бурными темпами. Иногородние и западные компании, считая Урал перспективным, стремятся занять места на региональном рынке. В ожидании варягов лидеры рынка активно развиваются, осваивая новые территории и улучшая качественные показатели. По прогнозам экспертов, основная битва за покупателя начнется в 2007 г.

 

ЭКСПЕРТЫ

Валерий Бубнов - генеральный директор компании «Юнилэнд-Екатеринбург»

Александр Гиллих -  заместитель генерального директора холдинга «Бест»

Алла Доник - коммерческий директор консалтинговой фирмы «Свободный Выбор»

Игорь Ковпак -  президент ЗАО «Супермаркет «Кировский»

Александр Райсих -  генеральный директор сети «Звездный»

Олег Хабибуллин - основатель сети «Купец»

********************************************************************************************************************************************

 Какие факторы влияют на повышение капитализации сетей?

 Что мешает эффективно управлять торговыми сетями?

 За какими концепциями и форматами будущее?

 Почему некоторые ритейлеры задумываются о продаже своего бизнеса?

**********************************************************************************************************************************************

Прошлый год оказался рекордным по объему иностранных инвестиций в российский ритейл. Как сообщает РБК, он был равен $12 млрд, что составило 32% общей суммы западных вложений в Россию. Впервые розничная торговля опередила по этому показателю нефтегазовый сектор, которому досталось менее 20% всех иностранных денег.

Сети готовятся к открытию «монстров»

Для Екатеринбурга 2005 г. тоже стал поворотным: в город пришли западные сети, представленные мелкооптовым торговым центром «Метро Кэш энд Керри» (Metro) на Сибирском тракте и магазином «Гроссмарт» («Rewe-Марта») в «Парк Хаусе». Местные продавцы ожидали новых игроков со вполне понятным волнением, но, как выяснилось позже, напрасным. Олег Хабибуллин, основатель и бывший генеральный директор сети «Купец», считает: «Ничего нового иностранные ритейлеры не принесли. Более того, они показали уральским коллегам, насколько можно быть обычным и порой непрофессиональным». Неудачным назвал открытие Metro Валерий Бубнов, генеральный директор компании «Юнилэнд-Екатеринбург»: «На продуктовый ритейл магазин воздействия не оказал. Это отличный пример «громадья планов», не воплотившихся в жизнь». А вот Игорь Ковпак, президент ЗАО «Супермаркет «Кировский», полагает, что влияние новых игроков все-таки ощущается: «Число жителей Екатеринбурга не увеличивается, больше они не съедят и не выпьют, и появление любого магазина, большого или маленького, в любом случае оттянет покупателя».

По мнению ритейлеров, текущий год пока еще не принес никаких запоминающихся событий. Г-н Ковпак: «Идет спокойный процесс. В условиях подъема экономики проще расширяться и укрупняться. При этом никто не паникует в ожидании варягов, все эти разговоры идут от журналистов. Такого, как было в Чехии или Польше, когда пришли западные сети и сравняли все с землей, в России не произойдет — наша страна слишком большая и сегодня достаточно развитая экономически». Однако Валерий Бубнов подчеркнул: интенсивное развитие розницы вызвано как раз ожиданием прихода новых крупных игроков — Auchan и «Рамстора». «Весь год прошел в подготовке к открытию «монстров», — говорит г-н Бубнов. — Лидеры «наращивают мускулы» за счет внутренних резервов, вводят достаточно высокие стандарты обслуживания покупателей, стремятся расширить охваченную территорию». Это мнение разделяет г-н Хабибуллин: «Сейчас все ритейлеры, причем не только продуктовики, но и промышленники, живут в предвкушении открытия IKEA».

Лидеры рынка осваивают новые территории

Как отметил основатель «Купца», рынок продовольственного ритейла Екатеринбурга близок к насыщению. Г-н Хабибуллин признается, что в плане стратегического развития, который он написал перед уходом из компании в качестве напутствия, говорится о необходимости развиваться экстенсивно, т. е. вширь, идти в другие города и регионы. «ТС «Купец» ориентируется на этот план», — добавляет он. В этом году «Купец» открылся в Кургане. Другие местные сети, предчувствуя скорое насыщение рынка, тоже продвигаются на новые «земли». «Монетка», наряду с открытием магазинов в уральской столице, продолжает осваивать Уфу, Тюмень, Челябинск, Курган. Завоевывает новые районы «Юнилэнд-Екатеринбург». Валерий Бубнов: «Мы вышли в Нижний Тагил, Новоуральск, готовимся утроить свое присутствие в Тюмени. Причем магазины запускаем новые, полностью адаптированные под формат XXI века». В прошлом году компания протестировала и сейчас, наряду с мегамартами (большие магазины), успешно развивает новый формат — мини-март. Это магазин общей площадью 1000 кв. м, торговой — 600 кв. м, на 6000 наименований. Таких магазинов сегодня два в Екатеринбурге и один в Новоуральске, два скоро откроются в Нижнем Тагиле. По итогам первых восьми месяцев года оборот компании «Юнилэнд-Екатеринбург» (включая мегамарты и мини-марты) превысил 2 млрд руб., что на 70% больше показателей 2005 г.

По словам Игоря Ковпака, оборот сети «Кировский» в 2006 г. увеличится на 40% по сравнению с прошлым годом. Из них 15% — это естественный рост, а оставшиеся 25% принесет запуск новых торговых точек. К концу текущего года количество магазинов планируется повысить до 100 (сегодня — 81). Новые супермаркеты появятся в Челябинске, Кургане, Качканаре, Нижнем Тагиле, Первоуральске, Невьянске и Екатеринбурге.

Как сообщил Александр Райсих, генеральный директор сети «Звездный», в этом году у них планируется 20%-й рост, в 2007 г. — 60%-й. «Идем по плану», — заверил г-н Райсих. Развитие компаний работает на увеличение их стоимости на рынке. Олег Хабибуллин обозначил основные факторы повышения капитализации: оборот (валовая выручка); география деятельности; имидж компании, раскрученность ее брендов; уровень прибыльности (EBITDA*) и профессиональные кадры. Александр Райсих добавляет к этому перечню корпоративное управление и программный продукт. Игорь Ковпак считает, что повышение капитализации сетей, владеющих собственной недвижимостью, в основном происходит за счет роста цен на недвижимость. «Кроме того, — дополняет г-н Ковпак, — неуклонно дорожают сети, работающие рентабельно и внятно, те, где мало акционеров и где понятно, кто хозяин».

Продавец должен быть клиентоориентированным

Эксперты называют несколько ключевых проблем в управлении сетями. Олег Хабибуллин: «Главные — дефицит кадров — как продавцов, так и топ-менеджеров; отсутствие на рынке приемлемых по характеристикам объектов недвижимости и высокая норма управляемости — сложный переход от горизонтальной оргструктуры к вертикальной». Недвижимость и кадры обозначил в качестве трудностей для роста сетей и г-н Райсих. «Культура кадров с приходом международных компаний не вышла на мировой уровень», — констатирует г-н Хабибуллин.

Алла Доник, коммерческий директор консалтинговой фирмы «Свободный Выбор», тоже уверена: «Основные помехи развития продуктовой розницы — высокая ротация персонала, особенно в базовых компетенциях, и низкий уровень приходящих специалистов». Г-жа Доник отмечает, что сейчас на рынке труда требования кандидата к предприятию, на которое он предполагает прийти работать, значительно возросли. С другой стороны, он, как правило, не желает учиться, становиться частью корпоративной культуры компании. Особенно это свойственно молодежи: она относится к работе продавца как ко временной (пока учусь — работаю). При этом продавец в любой момент готов уйти в другой магазин, если там ему заплатят чуть больше. «Раньше в торговлю приходили потому, что нравилось торговать, общаться с людьми, а сейчас мотивация совершенно иная, — убеждена коммерческий директор «Свободного Выбора». — Просто ищут любое место с целью заработать денег. Из-за такого продавца ориентированность фирмы на клиента нередко полностью отсутствует».

Получается, любые усилия топ-менеджмента, стремящегося оптимизировать политику продаж, внедряющего IT-технологии для управления процессами, применяющего разнообразные маркетинговые ходы и т. п., могут быть практически сведены на нет некомпетентностью и пассивностью низового звена. Как полагает г-жа Доник, в сложившейся ситуации отчасти виноваты сами предприниматели, которые относились к продавцам как ко временным работникам и не уделяли должного внимания их мотивации и обучению. По ее мнению, без осознания владельцем магазина того, что уровень его доходов напрямую зависит от человеческого фактора (ведь конечный потребитель все равно отдает свои деньги конкретному лицу), положение в рознице не изменится.

Александр Гиллих, заместитель генерального директора холдинга «Бест», и. о. руководителя торговой сети «Бест-Маркет», к числу основных, присущих не только торговле, но и другим сферам бизнеса, относит проблему роста. «Можно открыть один магазин и сделать его успешным при удачном стечении обстоятельств (удобное расположение, хороший коллектив, грамотный управленец), — рассуждает он. — Проблема обычно возникает при попытке тиражировать этот успех. Потому и бывает, что часть магазинов в сети — хорошие, а остальные явно не дотягивают. Сейчас все сети разрастаются, и проблема тиражируемости очень актуальна».

Будущее за гипермаркетами и магазинами у дома

За последние два-три года, отмечает Олег Хабибуллин, в уральской столице рынок продовольственного ритейла переформатировался. «Раньше были маленькие и большие магазины, называемые просто «супермаркеты», хотя ничего в них «супер» и не было, — говорит он. — Теперь форматы выбираются более осмысленно и основываются на почти научной базе». Г-н Хабибуллин назвал следующие форматы: дискаунтер, магазин у дома или удобный магазин, гипермаркет, торговый центр, молл (торговый город). На его взгляд, у каждого из этих форматов хорошие перспективы, а время овощных и молочных магазинов под вывеской прошло.

Александр Гиллих уверен, что абсолютно все существующие форматы пока не исчерпали себя: «Рынок все еще растет, и на этом фоне какой-то запас есть у каждого». В то же время, как полагает г-н Гиллих, наиболее перспективны «крайние» форматы: либо очень большие магазины (гипермаркеты и ТЦ), либо маленькие — магазины у дома. Но основная борьба за покупателя развернется именно в сегменте крупных магазинов — такова точка зрения Валерия Бубнова. При этом, на его взгляд, останутся востребованными магазинчики, расположенные на первых этажах жилых домов или в центре микрорайона: «Человек может знать, что в другом месте и цены ниже, и ассортимент шире, и обслуживание лучше, но, чтобы не тратить время на дорогу, все равно идет в ближайший к его дому магазин». Игорь Ковпак также признает, что магазины у дома, растущие, по его выражению, как грибы после дождя, доказали свое право на существование: «Раз их открывают, в них ходят, значит, они приносят доход». Разделяя мнение о перспективности крайних форматов, г-н Ковпак добавляет к этому перечню еще одного участника — средние типовые гастрономы. Но и крупные, и средние, и маленькие магазины на себе ощутят отток покупателей, считает президент ЗАО «Супермаркет «Кировский»: «Население «растаскивается» по всем этим торговым точкам, заработки будут падать, рентабельность и доходность уменьшатся, так как все это неизбежно крутится вокруг 1350 тыс. человек. Население вымирает, рождаемость не стимулируется — новым покупателям браться неоткуда».

На рынке останутся самые сильные

В условиях ужесточающейся конкуренции торговым сетям поневоле приходится задумываться о том, как жить дальше. Олег Хабибуллин: «Еще в 2001-2003 гг., развивая сеть «Купец», я думал, что темп роста нашей организации — предельный. Сейчас я вижу: это была репетиция. А основное действо — вход на рынок транснациональных компаний с гигантскими ресурсами: эти предприятия способны работать в убыток годами ради захвата нового рынка. И это уже реальность. Снижающаяся рентабельность, укрупнение региональных сетевых фирм, повальные слияния и поглощения, облигационные займы и подготовка к IPO, необходимость действовать открыто — животрепещущие вопросы действительности. Кто из местных ритейлеров выживет в новых условиях?» По словам г-на Хабибуллина, ряд самых крупных екатеринбургских розничных компаний продадут новым хозяевам, вероятно иностранным. «Рынок продовольственной торговли находится на пике своего количественного развития, — аргументирует он свою позицию. — Из теории маркетинга известно, что за этой стадией следуют угасание и спад, поэтому, полагаю, местный бизнес, если он действительно не хочет потерять выгоду, продаст свои активы сильным игрокам». Правоту этого предположения подтвердил и Игорь Ковпак: «Не исключайте возможности, что со временем придется с кем-то объединиться. Это всегда только вопрос цены. Две самые крупные сети России — «Пятерочка» и «Перекресток» — показали пример слияния. А уж нам, не таким солидным, сам бог велел подумать об этом».

Александр Райсих тоже прогнозирует, что лидеры рынка будут укрупняться, слияний станет больше: «Из-за роста числа торговых центров увеличится количество современных крупных объектов. Слабые будут разоряться. Доходность снизится, конкуренция обострится».

Как полагает Александр Гиллих, в ближайшем будущем намерение проникнуть на рынок Екатеринбурга и Свердловской области ритейлеров «со стороны» может еще более укрепиться: «Уже сейчас наши коллеги из других регионов активно ищут объекты на местном рынке». Этот факт отмечает и Валерий Бубнов: «Всеми правдами и неправдами ритейлеры стремятся открываться в уральской столице, хватаются за «кривые», неприспособленные площади, отдают любые деньги». Г-н Бубнов уверен, что в скором времени нас ожидает взрывной рост числа магазинов, особенно супермаркетов, однако пока не берется прогнозировать последствия: «Сложно предсказать, насколько будут хороши даже Auchan и «Рамстор», насколько у них все будет безупречно с точки зрения логистики». В любом случае, предполагает он, основная битва за покупателей начнется в 2007 г.

Эксперты считают, что заметное воздействие на рынок окажет Auchan — это подтверждает московская практика. В отличие от Metro, «Ашан» как семейный бизнес готов первоначально торговать и в убыток, благо ему не надо отчитываться перед акционерами. В первую очередь, по мнению экспертов, пострадают в оборотах и прибыли крупные торговые точки, находящиеся в центре, Юго-Западном районе, на ВИЗе и Уралмаше, т. е. на территориях, близких к местоположению Auchan (старый Московский тракт). Олег Хабибуллин: «Люди готовы ездить за товарами по низким ценам на окраину. Те местные игроки, которые не смогут сократить свои затраты, предложить конкурентный ассортимент и цены, уйдут с рынка. Думаю, это затронет и некоторые известные магазины». 

* EBITDA (сокращение от earning before income tax, deprecation and amortization) — доходы без вычета подоходного налога и амортизации.