16 февраля на площадке «Ельцин-центра» руководители и собственники крупного и среднего бизнеса собрались с целью обмена опытом и поиска новых решений в сфере управления персоналом.
Инициаторами и организаторами круглого стола «Стратегии управления персоналом в кризис» стала международная компания «ПЕРФОРМИЯ» (международный лидер в решении кадровых вопросов. На рынке с 1987 года в 26 странах) и ИД «Комсомольская правда». Круглые столы «ПЕРФОРМИИ» - федеральный проект, направленный на поддержку учредителей крупных компаний.
Кроме традиционных методов работы (нанять-уволить, напугать-похвалить-дать денег), участники круглого стола поделились еще и своими фишками, которые показали эффективность в их компаниях.
«Ура! Рынок работодателя»
Новые экономические реалии внесли новое и в ситуацию с кадрами.
Наталия Оборина, учредитель компании туристической сети "ЭЛИТА Трэвэл":
Сейчас ситуация на рынке труда поменялась. Есть достойные кандидаты со здоровыми амбициями, знаниями и навыками, но нет уже того фронта работ. И теперь можно выбирать действительно эффективных.
Для быстрого и точного найма мы основываемся на двух вещах: первое - проверка результативности кандидата (способен ли человек приносить необходимый результат) и составление «портрета» его личностных характеристик с помощью теста «Перформии», что позволяет понять, насколько ему подходит тот или иной вид деятельности. В совокупности с автоматизированной обработкой потока кандидатов через сайт «Интерспидии» это дает из многих сотен претендующих на должность выбирать единицы, тех, кого действительно стоит рассматривать и затрачивать на этот процесс немного времени.
«Мы для отбора используем технологию ассесмента. Ассесмент - специально подобранный набор тестовых заданий в виде индивидуальных упражнений, деловых и ролевых игр, дискуссий и других задач, в которых участники могут в наибольшей степени проявить свои профессиональные качества.
«Подарили сотрудникам двадцатиэтажный дом»
Вопросы мотивации, конечно, волнуют руководителей больше всего. Во-первых, потому что это самая затратная часть работы с персоналом, во-вторых, самая непрозрачная. Вроде платишь деньги, а толку нет.
Антон Гиренко-Коцуба, владелец сети фитнес - центров «Powerhouse Gym»:
Как вы видите, из пяти только один тип мотивации имеет отношение к деньгам. Поэтому так важно выстраивать систему мотивации в разных направлениях, чтобы они «цепляли» каждого за то, что ему важно».
«Я с этой задачей справилась, – отметила Наталия Оборина. – В моей компании сейчас работает около 80 сотрудников, и все они держатся за место годами. Мы пережили вместе несколько финансовых кризисов, но никто не ушел, когда мы понимали, что оказались в сложной ситуации. Человеческое отношение и достойные выплаты – вот залог «патриотичного» коллектива. Не обходилось и без бонусов, они выдавались бесплатными перелетами, номерами в отелях, поощрительными и рекламными турами, и это было для всех, для каждого. На определенном этапе развития каждой компании возникает период, когда 40- 50 % ключевых клиентов замыкается на 3-4 менеджерах, самых опытных, квалифицированных, и для того что бы удержать именно этих "звезд ", приходилось идти на особые "поощрения " – были и машины, и квартиры, Был определенный опыт работы с сотрудниками. Сейчас все поменялось и хорошо, что в лучшую сторону для работодателя».
Действительно, даже временное предоставление жилья в век ипотеки – сильнейшая мотивация для сотрудников в кризис. Вице-президент корпорации «Маяк» Станислав Блохин поразил всех размахом поощрений для их специалистов:
Впрочем, не стоит забывать и про более бюджетную мотивацию. Никто не отменял «доски почета» и премии в духе «Лучший сотрудник месяца», которые часто используют на государственных предприятиях.
«Есть такой тип работников, которых негласно называют «апостолы», – сказал Дмитрий Киселев – На них начальник всегда может опереться и быть уверенным, что все будет сделано так, как сделал бы он сам. Мы особенно ценим таких людей и собираем их на неформальное общение в формате делового завтрака с директором региона. Конечно, первые полчаса они немного стесняются, но потом засыпают начальников вопросами и предложениями. А после такого общения возвращаются в свои офисы и начинают рассказывать коллегам все, что узнали у директора региона и чему научились. Кстати, обучение – тоже очень важный момент, который повышает уровень доверия между руководителем и подчиненным».
Постоянное обучение – залог прибыли
Ни один сотрудник не сможет быть максимально полезным, если компания не прояснила с ним то, что от него требуется в итоге, и не обозначила правила игры.
Евгений Ефремов, заместитель гендиректора компании «Транспортные тренажеры и технологии» тоже рассказал о том, как приходится обучать сотрудников:
Красный. Желтый. Зеленый
Мало принять классных сотрудников, надо еще выстроить систему оценки их результата, привязанную к деньгам и понятную для самих сотрудников. Вроде бы такая простая вещь, но именно она хромает в большинстве неуспешных компаний. Ведь неправильная оценка, отсутствие личной привязки, непрозрачность аналитики делают препятствуют эффективному управлению.
По принципу светофора решил анализировать результаты продаж Эдуард Колотухин:
Главное – сдержать обещание и попрощаться с теми, кто не справился.
Если речь идет не о подразделениях, а о сотрудниках, например, менеджерах по продажам, то анализ лучше проводить в координатах "прибыль от сотрудника – число таких сотрудников". На кривой распределения легко увидеть тех, кто убыточен для компании. В итоге, у нас из 600 человек в компании 200 человек оказались не эффективными, и с их уходом прибыль только выросла.
«Такие процедуры нельзя проводить регулярно, это все же стресс-менеджмент», – прокомментировала директор уральской «комсомолки».
С оценкой работы продающих подразделений и сотрудников дело обстоит проще. А вот как оценить работу сотрудников с непрямым влиянием на денежный результат, например, оценить вклад уборщицы?
Александр Мальцев рассказал, что он для оценки персонала использует понятие конечного продукта, который генерирует сотрудник.
«HOMO LUDENS» (Человек играющий)
Управление сотрудниками с точки зрения игры дает огромные возможности. Нужно только научиться правильно играть.
«Важно изначально нанимать только продуктивных сотрудников (термин, который ввела в обиход компании ПЕРФОРМИЯ), то есть, дающих требуемый результат, - сказала Ирина Малышева. - Продуктивные люди сами видят, что не так в их области ответственности, сами находят решение, сами воплощают решение в жизнь, и при этом их не нужно об этом просить. В некоторых случаях их нужно правильно вовлекать в деятельность компании с целью получения больших результатов. Под вовлечением мы понимаем очень много факторов: и мотивацию, и игры, и правильное руководство, и правильное обучение, и делегирование. Вовлеченный сотрудник относится к компании, как к своей собственной, делает все, чтобы выполнять свою работу качественнее и эффективнее.
Если сотрудник продуктивный, но, скажем, вовлечен процентов на тридцать, то такой результат от него и будет (на 30%). Бывает и так, что сотрудник с меньшей продуктивностью вовлечен в деятельность компании на все 100%, значит пользы и результатов от какого человека будет существенно больше по сравнению с высокопродуктивным человеком, вовлеченным на 30%. Продуктивность и вовлеченность – два важнейших фактора в управлении персоналом, идущих рука об руку. Мало иметь в команде эффективных профессионалов – нужно уметь получать от них максимальный результат при помощи грамотного управления. А это уже искусство».
Как бы тщательно мы не отбирали сотрудников, решающим фактором успеха остается желание персонала работать. Продуктивный, но не замотивированный, равнодушный к своей работе и компании сотрудник бесполезен для бизнеса. Именно поэтому в кризис важно уделять внимание методам мотивации и вовлечения персонала в работу.
Например, в компании Эдуарда Колотухина принята удивительная система внутренних благодарностей: каждому сотруднику выдается личная карточка «КЛАСС», которую он в течение месяца вручает тому, кому благодарен за помощь и совет. По итогам месяца тот сотрудник, кто получил больше всего карточек, премируется. В результате простая игра сплотила коллектив и сделала его единым сильным организмом.
«В ситуации кризиса руководители должны проводить изменения. Как известно, даже самое незначительное изменение вызывает сопротивление у сотрудников, которые не любят неизвестность. Игра позволяет снять напряжение, т.к. все как будто понарошку, а также сплотить и наполнить коллектив положительными эмоциями», – добавила Наталья Гоголева-Каменских.
«Главное, чтобы игра соответствовала тому, какие у вас сотрудники. Для одних нужно играть в американскую демократию, для других – в советскую пропаганду. Главное – не заиграться», – дополнил Антон Гиренко-Коцуба.
Общение продолжалась еще больше часа после окончания официального круглого стола. Организаторы уверены, что подобный формат стоит продолжить, ведь в кризис особенно важно вынырнуть из собственного бизнеса и посмотреть на все глазами соседей, а еще – просто пообщаться с людьми, которым понятны и близки проблемы и задачи управления.
Узнать о технологии точного найма, мотивации, усиления, вовлечения и управления эффективными сотрудниками можно в компании «ПЕРФОРМИЯ УРАЛ»
8 800 700 64 05
+7 343 268 28 50