Изменение потребительских привычек и развитие онлайн-продаж приводит к падению числа посетителей в торговых центрах. На этом фоне продуктовые гипермаркеты перестают быть привлекательными «якорями».
Торговые центры устойчиво теряют трафик, что приводит к высвобождению свободных площадей: за 2020 г. в Москве может высвободиться около 600 тыс. кв. м или 9% существующей торговой недвижимости, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование PwC. Причина падения трафика — меняющееся поведение потребителей, считает партнер компании Олег Малышев. По его подсчетам, увеличение доли интернет-торговли в общей структуре продаж на 1% в год посещаемость ТЦ падает на 1,5% — без учета иных факторов.
К 2030 г. доля онлайн-торговли в России может вырасти с нынешних 6% до 8–12% к 2030 г. Так, доля интернет-продаж книг может увеличиться с 20% до 50%, электронных устройств — с 25% до 43%, fashion-товаров — с 12% до 22%. Миллениалы, рожденные в 1980–2000 гг., и центениалы, рожденные после 2000 г., вопреки расхожему мнению, не отказываются ходить в ТЦ, но стремятся получить новый опыт, что заставляет ритейлеров персонализировать подход к ним, рассуждает г-н Малышев.
Через 10 лет, по прогнозам PwC, торговые центры откажутся от продуктовых ритейлеров как якорных арендаторов, и объем занимаемых ими площадей снизится до 5% с нынешних 8%. С этим согласен и представитель крупнейшего в России ритейлера X5 Retail Group: покупателям хватает магазинов у дома и супермаркетов, чтобы удовлетворять ежедневные потребности. Сейчас торговые сети вынуждены развивать онлайн-доставку продуктов, хотя пока это направление приносит им убытки. Но ритейлеры сейчас сознательно теряют деньги, чтобы занять существенную долю рынка, когда доставка продуктов станет рентабельной — это возможно лишь при высокой плотности заказов, считает партнер Data Insight Федор Вирин.
Пустеющие гиганты. Россияне больше не ходят в торговые центры
При этом уход продуктового ритейла из торгцентров будет болезненным для последних — пока альтернативы торговым сетям нет. По прогнозам PwC, высвободившиеся площади займут арендаторы в сфере развлечений, фудкорты, а также дополнительные сервисы, к примеру, МФЦ, фитнес-центры, коворкинги и клиники.
Падение интереса к крупным ТЦ в США началось уже несколько лет назад, и этот спад может привести к закрытию торговых объектов. В России также огромные торгцентры строят меньше, чем раньше: на 2020 г. Модель ТЦ, работавшая последние лет 50, устаревает, инвесторов все больше интересует достаточно свободный рынок небольших локальных объектов, говорила директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева.