«Придется брать либо китайские композиты, которые в два раза толще и тяжелее, либо ждать». Проект первого среднемагистрального самолета в постсоветской России рискует потерять смысл.
Запуск в производство среднемагистрального лайнера МС-21 может быть задержан из-за антироссийских санкций США, которые перекрыли поставки американских и японских материалов для композитного крыла самолета. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на двух топ-менеджеров авиаотрасли и высокопоставленного чиновника.
Американские санкции против предприятий «Аэрокомпозит» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК) и АО «ОНПП "Технология" имени Ромашина» («Ростех») ставят под угрозу создание композитного «черного крыла» для самолета, которое должно было стать одним из его преимуществ. Удлиненное композитное крыло повышает экономичность лайнера и увеличивает ширину салона по сравнению с аналогичными самолетами Boeing и Airbus. Компоненты для крыла поставляли американская компания Hexcel и японская Toray Industries, однако под давлением Вашингтона поставки прекратились. Сейчас готовы отри опытных образца МС-21-300, четвертый на стадии сборки.
Оставшийся запас композитов рассчитан на шесть самолетов, обсуждаются пути решения проблемы,— сказал один из собеседников газеты.
По словам другого, рассчитывать на возобновление поставок не стоит: «Теперь придется брать либо китайские композиты, которые в два раза толще и тяжелее, либо ждать, когда российские предприятия смогут создать что-то похожее». Освоить производство аналогов может Елабужский завод композитных изделий, но это приведет к сдвигу сроков проекта как минимум до 2025 г.
Другой вариант — использовать структуры «Росатома», у которого есть «композитный дивизион». Однако сейчас в России нет предприятий, производящих такие авиакомпоненты. Третий способ — перепроектировать крыло и киль в металле, но это убьет одно из основных преимуществ лайнера.
Проблема надумана и не ставит проект под угрозу, заявляют в «Ростехе»: «Отказ от использования в МС-21 композитов даже не рассматривается».