Меню

Проекторы находят новые ниши

эксперты Вячеслав Дудырев директор компании «ДЕЛЬТА-ГРУП» Олеся Злоказова руководитель отдела продаж компании «Ю-Ти-Ай» Александр Рыков директор представительства компании Polymedia в Екатерин

эксперты

Вячеслав Дудырев

директор компании «ДЕЛЬТА-ГРУП»

Олеся Злоказова

руководитель отдела продаж компании «Ю-Ти-Ай»

Александр Рыков

директор представительства компании Polymedia в Екатеринбурге

Сергей Скопин

директор компании «ХайЭндХаус»

Маргарита Чернова

руководитель отдела PR
компании «Связь-Сети»

 

Российский рынок мультимедиапроекторов самый динамичный в мире. В прошлом году, по данным дистрибьюторской компании «Русский стиль», он вырос на 40%. На Урале же продажи проекторов и другой презентационной техники увеличиваются еще быстрее: в 2005 г. объем рынка вырос на 55% и составил $6,5 млн — отмечает «Русский стиль». Эксперты объясняют такие высокие темпы изменением модели потребления проекционного оборудования.

 

 Из-за чего так быстро растут продажи проекционной техники

 Почему так мало презентационной техники продается через розничные магазины

 

По мнению руководства компаний-производителей проекционного оборудования, уровень продаж презентационной техники сильно зависит от менталитета российских менеджеров в целом. Западные предприятия демократичнее наших — там много инициатив снизу. Менеджеры часто защищают перед руководством новые проекты, пути развития фирмы ищет вся команда управленцев. Поэтому проектор там повседневный бизнес-инструмент, такой же, как компьютер или стол для совещаний. В России же решения принимает единолично директор и презентационная техника используется только для создания положительного образа перед клиентами и партнерами. Но если верить цифрам продаж проекторов в регионе, становится понятно, что процесс принятия решений российскими управленцами меняется: мы активно догоняем Европу.

Проекторы проникают в новые сферы

Презентационная техника достаточно поздно появилась на вооружении российского бизнеса. Причем еще три года назад четко и внятно объяснить смысл покупки первого проектора в компании могли далеко не все. Наличие проектора и экрана в комнате переговоров подразумевало некую продвинутость организации и ее причастность к передовым силам российского бизнеса. Применять проекторы в повседневном ведении дел начали не так давно, после того как менеджмент освоил Microsoft PowerPoint и понял, что подчиненные намного лучше схватывают суть информационного сообщения, если оно сопровождается визуальным рядом. Немало этому способствовало широкое распространение проекторов в бизнес-обучении и в презентациях московских и западных фирм.

Во многом рост рынка обусловлен новыми сферами использования проекторов. Отдельную нишу начинает занимать проекционное оборудование для общепита. Большие экраны становятся непременным атрибутом современных спортбаров, молодежных кафе и т. д. По словам Вячеслава Дудырева, директора компании «ДЕЛЬТА-ГРУП», растет число прикладных инсталляций. Например, проекторы используются в симуляторах, имитирующих современный электровоз. Появляются интересные идеи по использованию проекторов в рекламе (например, ТВ-мобиль).

Олеся Злоказова, руководитель отдела продаж компании «Ю-Ти-Ай», говорит еще об одном факторе повышения спроса. Быстрое развитие технологий в сфере проекционного оборудования заставляет компании, купившие проектор два года назад, обновлять технику — а устаревать морально она начинает еще раньше. И когда в проекторе заканчивается ресурс лампы, вместо ее замены приобретается новый аппарат. «Техника, выпущенная лет пять назад, уже давно морально устарела. Новые модели проекторов куда как ярче светят и становятся год от года все компактнее. Когда вы проводите презентацию, которая на несколько минут должна увлечь весь зал, вам далеко не безразлично, как светит проектор, а если вы его в зал сами принесли и установили, то вам важно, как легко он подключается и насколько мало весит», — уверена Маргарита Чернова, руководитель отдела PR компании «Связь-Сети».

Однако рост продаж зависит не только от корпоративного сектора. Постоянное снижение стоимости проекторов вместе с повышением их качества и производительности открыли возможности использования презентационной техники там, где раньше это было немыслимо. Проекторами интересуются не только предприниматели, но и представители шоу-бизнеса, а иногда и священники — для проповедей. «Проекторы приобретают не только крупные предприятия и госструктуры. Национальные проекты, такие как «Образование», открывают новые горизонты для поставщиков», — рассказывает Александр Рыков, директор представительства компании Polymedia в Екатеринбурге. Рынок презентационной техники оказался очень чувствителен к федеральным программам в сфере образования и медицины. Один большой тендер может полностью поменять положение игроков на рынке. К примеру, компания Toshiba до сих пор дает аналитику по рынку за 2004 г . с поправкой на тендеры. Тогда поставки по государственным программам составили около 20% всего объема продаж. Компания «Ю-Ти-Ай» такую же оговорку делает при анализе итогов прошлого года. В 2005 г . уральцы выиграли тендеры областного министерства образования почти на 1 млн руб. Государственные проекты и сейчас оказывают сильное влияние на рынок. Хотя, как признается Вячеслав Дударев, несмотря на то что число тендеров по поставке техники для образования продолжает увеличиваться, пока от них больше суеты, чем реальных заказов. Очень много проекторов поставляется в рамках федеральных программ, подобных «Дети России»: по ней поступило несколько тысяч единиц, — но что-то остается и на долю местных компаний. Многие вузы и школы покупают проекторы в регионе: компания «8 Ом» поставляла технику в УрГУ, УПИ, Финансово-юридический институт. По словам специалистов, сфера образования становится разборчивым клиентом, генерирующим спрос на самую современную технику, вплоть до проекционных досок, стоимость которых легко может превышать $15 тыс.

Одновременно с ростом количества проданных проектов увеличивается и объем услуг по их инсталляции. «В столице значительная часть оборота компаний в нашей сфере приходится на комплексные решения (кроме поставки проектора, предлагается полное оснащение зала переговоров, диспетчерской или домашнего кинотеатра), — говорит Александр Рыков. — У нас пока этот показатель меньше, но мы быстро догоняем». Растет количество по-настоящему сложных проектов. Стоимость некоторых комплексных решений по оснащению конференц-залов может легко достигать 300 тыс. евро. Это уже не простые поставки техники. Правильнее такие заказы причислять к области системной интеграции. «Развивать проекты необходимо, поскольку маржа на поставках оборудования постоянно падает и зарабатывать лучше на интеллектуальной составляющей проекта», — уверен г-н Рыков.

Растет не только рынок продаж проекторов, но и рынок аренды. Как отмечает Олеся Злоказова, за последний год спрос на аренду вырос в несколько раз. Маркетологи объясняют это увеличением количества выставок, презентаций и других бизнес-мероприятий.

В целом же, по прогнозам аналитиков компании «Русский стиль», в 2008 г. продажи презентационного оборудования вырастут почти в три раза по сравнению с 2005 г.: вместо 6,5 тыс. в регионе будет продано 18 тыс. проекторов примерно на $25 млн.

Розница не хочет заниматься проекторами

Компания «ХайЭндХаус», ориентированная на розничный сегмент, отпочковалась от фирмы «8 Ом», работающей на корпоративном рынке, и сейчас уже готова обогнать по поставкам проекторов материнское предприятие. Но представители компаний-производителей, навещающие регионы с инспекционными поездками, неизменно недовольны объемами продаж своей техники в розничных магазинах. Дело в том, что российский розничный рынок проекционной техники значительно отличается от западного. Около 30% продаж проекторов в Европе приходится на магазины бытовой техники и салоны Hi-Fi. В России этот показатель едва превышает 10%. Если за последний год число клиентов компаний — поставщиков презентационного оборудования в корпоративном и государственном секторе удвоилось, то прирост частных клиентов приблизился к 25%. Маргарита Чернова: «Недовольство вендоров объяснимо. Во-первых, в регионах платежеспособность населения ниже. Во-вторых, потребитель мало информирован. Он побаивается поломок проектора, отсутствия или дороговизны комплектующих, хотя крупные фирмы сегодня имеют запас комплектующих на складе в Екатеринбурге, а под заказ готовы привезти лампы даже к проекторам, выпущенным три года назад». Сергей Скопин, директор компании «ХайЭндХаус»: «В первую очередь, в рознице проекторы плохо продаются из-за конкуренции с плазменными и ЖК-телевизорами. Хороший проектор стоит $1,5-2 тыс., и за эти деньги люди спокойно покупают себе нормальную плазму. Тем более что у нас не такие просторные квартиры, чтобы можно было правильно повесить проектор». Причем в России только формируется культура потребления домашних кинотеатров. В Европе проектор приобретают исключительно для просмотра фильмов, у нас же, как правило, одно устройство служит и для видеоигр, и для телепередач, и для кино. Если проектор используется в таком режиме, срок его службы сокращается из-за ограниченного ресурса лампы. Правда, производители решают эту проблему. В продаже уже появились проекторы на светодиодах, которые служат намного дольше. Для потребителей, еще не купивших большую квартиру или коттедж, производители готовы предложить проекторы, которые способны проецировать изображение, находясь рядом с экраном. На этот же сегмент ориентируются производители комбайнов, совмещающих проектор с DVD-проигрывателем. Например, Toshiba или NEC готовы сделать ставку на подобные модели для завоевания массового розничного рынка. Но уральские бизнесмены в это не верят. «Массовым продуктом проекторы не станут. Лампа служит около 2 тыс. часов и стоит $500 — для простых людей это дорого», — уверен Сергей Скопин.

Пока через розницу уходят в основном недорогие модели производителей, демпингующих на рынке, таких как BenQ или Acer. Продвинутую технику в обычных магазинах продавать нередко просто не умеют. Рынок розничных продаж проекторов растет в основном за счет владельцев новых коттеджей и элитных квартир, где уже не редкость специальное помещение под домашний кинотеатр. Поэтому и аппараты можно найти преимущественно в салонах Hi-Fi-техники. Однако, несмотря на скептицизм местных предпринимателей, мировые компании продолжают надеяться на развитие розничного сегмента и готовы подождать, пока наше население дорастет до полноценных домашних кинотеатров.

 

Текст: Даниил Силантьев. dk@apress.ru

 

графики

рост уральского рынка проекторов в 2004-2008 гг.

темпы роста рынка

распределение прироста клиентов по сегментам

 

Олеся Злоказова:
«За последний год спрос на аренду вырос в несколько раз из-за увеличения количества выставок, презентаций и других бизнес-мероприятий».

Александр Рыков:
«Поскольку маржа на поставках оборудования постоянно падает, зарабатывать лучше на интеллектуальной составляющей проекта».

Сергей Скопин:
«В первую очередь, в рознице проекторы плохо продаются из-за конкуренции с плазменными и ЖК-телевизорами».

 

детали

Розница отстает в развитии

Рост числа клиентов по секторам у компаний — дилеров презентационного оборудования на Урале, %

 

 

 

 

175

 

 

 

 

 

 

 

125

 

 

 

 

 

 

 

75

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

корпоративные клиенты

 

гос. учреждения

 

частные лица

 

 

Источник: «Русский стиль».

100%

205%

100%

200%

100%

110%

Число клиентов, %

 

      — 2004 г.   

 

 — 2005 г.

 

статистика

У уральского рынка проекторов большое будущее

Оценка объемов и динамики продаж по Уральскому ФО в 2004-2008 гг.

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГНОЗ

 

 

20

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2004 г.

 

2005 г.

 

2006 г.

 

2007 г.

 

2008 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: «Русский стиль».

4,2
тыс. шт.

6,5
тыс. шт.

9,4
тыс. шт.

11,4
тыс. шт.

18,3
тыс. шт.

$8 млн

$10,4 млн

$12,8 млн

$13,5 млн

$20 млн

Объем продаж, тыс. шт.

Объем продаж, $ млн

 

   — объем продаж, тыс. шт.   

  — объем продаж, $ млн