Холода всегда застают владельцев автомобилей врасплох. И пока одни спокойно спят, зная, что их машина заведется после морозной ночи. Другие – то и дело заводят мотор. Что же из этого правильно?
Нужно ли прогревать двигатель автомобиля в холодное время до рабочей температуры? Можно ли ехать сразу после запуска мотора? И как работа на холостом ходу отразится на сроке службы двигателя? Советы автомобилистам дали эксперты РИА «Новости».
Автопроизводители: завел и поехал
Многие автомобильные компании рекомендуют не прогревать двигатель на холостом ходу в холодном время года до рабочей температуры. Многие из них даже пишут об этом в инструкциях к своим машинам. Но представители ряда брендов обращают внимание на то, что все же некоторое время двигателю рекомендуется поработать на холостых оборотах. Это можно сделать, например, во время очистки автомобиля от снега и льда.
«Движение автомобиля при отрицательной температуре окружающей среды рекомендуется начинать не ранее чем через 30 секунд после пуска двигателя», — говорит представитель АвтоВАЗа со ссылкой на инструкцию к автомобилю Lada Vesta.
Время требуется и для частичного прогрева масла в коробке передач. В случае необходимости прогрев можно сделать и во время движения, но только на небольшой скорости и при использовании низших передач и невысоких оборотов мотора. По мере прогрева можно переходить и на высшие передачи.
Похожая информация содержится, например, и в инструкции к Volkswagen Polo, которая не рекомендует прогревать двигатель на неподвижном автомобиле.
«Начинайте движение, как только это позволят условия обзора через стекла. Так двигатель прогревается быстрее и выбрасывает с отработавшими газами меньше вредных веществ», — говорится в документе.
С АвтоВАЗом и Volkswagen согласен и представитель Kia Motors в России.
«Можно не ждать, пока двигатель полностью прогреется в неподвижном состоянии, и начинать движение при умеренных оборотах двигателя. При этом следует избегать резких ускорений и замедлений», - пояснили в корейской компании. В Chery тоже заверили, что продукция компания не требует прогрева двигателя зимой.
Сразу ехать или погреть
Главный технический эксперт CarFix Олег Чирков поддерживает рекомендации автокомпаний.
«Заведите мотор, смахните снег, пристегнитесь и езжайте. Этой минуты или двух уже достаточно, но только без форсажа», — сказал он.
«Прогревать двигатель на холостом ходу не рекомендуется даже зимой. На этой стадии высока интенсивность износа, рекомендуется плавно начинать движение, избегая повышенных оборотов», — говорит руководитель послепродажного обслуживания группы компаний «АвтоСпецЦентр» Евгений Гришкевич, но уточняет, что быстрая езда на холодном двигателе уменьшает ресурс мотора.
Некоторые из экспертов советуют прогревать двигатель до рабочей температуры перед началом движения. В момент прогрева двигателя всем системам автомобиля наносится минимальный ущерб, тогда как в движении сразу после пуска возникает «нештатное» трение, и оно сокращает моторесурс, отметил технический директор «Пеликан-Авто» Роман Козанчук.
Моторное масло при низких температурах становится более вязким, и холодному двигателю приходится работать в условиях дефицита смазки, что сказывается на цилиндро-поршневой группе, подшипниках скольжения коленчатого и распределительного валов, а также турбины (если она есть), поясняет специалист.
С ним согласен и автомобильный эксперт и видеоблогер Денис Рем, который считает, что прогревать двигатель перед движением желательно, но не обязательно. Он рассказал, что в некоторых странах, например в Германии, запрещено прогревать автомобиль на холостом ходу, как и в России. Штраф за стоянку в жилых зонах с работающим двигателем более 5 минут составляет 1,5 тыс. рублей (В Москве и Санкт-Петербурге – 3 тыс. рублей).
Эксперты обращают особое внимание, что работа непрогретого двигателя зимой заметно сказывается на его ресурсе.
«По разным оценкам, 5 минут работы непрогретого двигателя в зависимости от качества и состава моторного масла приравниваются к пробегу от 20 км до 300 км», — рассказал автомобильный эксперт и ведущий телеканала «Авто Плюс» Александр Добин.