Меню

Прохоров и РБК: бизнесмену больше неинтересно играть в медиа?

Слухи о том, что российские власти оказывают давление на Михаила Прохорова, вынуждая его продать холдинг РБК, появились несколько недель назад. Сам Прохоров становится к теме все более равнодушен.

Источники из окружения миллиардера сообщают, что предпринимателя вынуждают либо продать холдинг РБК, либо сменить его руководство. При этом источник уточняет, что чем более сильное давление испытывает Прохоров, тем равнодушнее он относится к холдингу, который стал признанным лидером медийного рынка в России. Некогда бизнесмен говорил, что раз в восемь лет он полностью меняет сферу деятельности. Прошло как раз 8 лет со времени последних серьезных перемен в жизни Прохорова, тогда он, разделив активы со своим бывшим бизнес-партнером Владимиром Потаниным, увлекся политикой и медиа. Сейчас все политические проекты Прохорова подошли к концу, что будет со СМИ, принадлежащими ему, пока остается вопросом.

«Медуза» (издание внесено в список иноагентов в России) пишет, что в 2015 году на рынке уже ходили слухи о том, что Прохоров продает свои медийные активы. Однако публично это начали обсуждать лишь спустя несколько месяцев — 14 апреля 2016 года, когда в штаб-квартире принадлежащей предпринимателю группы ОНЭКСИМ прошли обыски (следователи также появились в офисах его компаний «Квадра», «Ренессанс Капитал», «Ренессанс Кредит» и «Согласие»). Тогда в ФСБ заявили, что происходящее связано со следственными действиями по уголовному делу банка «Таврический», который в феврале 2015 года взяла на санацию группа ОНЭКСИМ. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что действия силовиков никак не связаны с давлением на РБК. Заявление это, впрочем, только подхлестнуло появление очередной волны слухов о скорой смене руководства РБК.

Источники в окружении Михаила Прохорова рассказали «Медузе», что переговоры о продаже РБК бизнесмен ведет уже больше года. Сперва Прохоров якобы беседовал об этом с владельцем «Комсомольской правды» Григорием Березкиным. При этом Березкин настаивал на погашении Прохоровым долга, который тот взял на себя при покупке холдинга семь лет назад; с этим Прохоров не был согласен.

Еще один источник рассказал, что потенциальным покупателем РБК был совладелец лесопромышленной группы «Илим» Захар Смушкин. По словам источника, менеджеры Смушкина в феврале 2016-го уже обсуждали возможные назначения в холдинге после смены владельца. 

Оба возможных покупателя знакомы друг с другом, кроме того, Симушкин дружит с премьером Дмитрием Медведевым, который в 1990-е работал у Смушкина юристом. Собеседник, близкий к руководству экономического департамента ФСБ, подтверждает: в сделке Прохорова со Смушкиным был заинтересован глава российского правительства Дмитрий Медведев. 

Сообщается, что Смушкин и Прохоров не сумели договориться о цене. Прохоров вложил в РБК порядка 80 миллионов долларов, а также взял на себя 220 миллионов долларов долгов, оставшихся от прежних владельцев. Кроме того, по мнению людей из окружения Прохорова, холдинг РБК к 2016 году «увеличил свой политический вес», что также должно учитываться в цене актива. Рыночная стоимость РБК, по мнению экспертов, сейчас составляет не более 60 миллионов долларов, и Смушкин вряд ли готов был предложить ощутимо больше этой суммы (на какой именно цене он настаивал, неизвестно). 

По словам источников, в группе ОНЭКСИМ, ФСБ и окружении Прохорова, обыски в компаниях предпринимателя санкционировал лично президент России. Владимира Путина возмутили публикации РБК, посвященные его семье.

Источник в руководстве ОНЭКСИМа отмечает, что претензии Кремля к РБК «нарастали как снежный ком», особенно в последние месяцы. Еще в 2015 году руководству страны не понравились некоторые публикации РБК — в частности, расследование о предполагаемой дочери Путина Катерине Тихоновой, а также текст о бизнесе предполагаемого зятя Путина Кирилла Шамалова. Кроме того, в Кремле были раздражены тем, как активно РБК в 2016-м освещал публикацию «Панамских архивов». 

История издания

Финансовое информагентство «Росбизнесконсалтинг» (впоследствии известное как медиахолдинг РБК), основанное в 1993 году Германом Каплуном и Александром Моргульчиком при участии сотрудников Центробанка, к середине 2000-х выросло в успешный российский интернет-проект. 

В 2002-м РБК первым среди медийных холдингов разместил свои акции на российских биржевых площадках — по объему торгов его бумаги конкурировали даже с «Норильским никелем». За шесть лет после этого акции компании выросли в цене больше чем в десять раз. На пике, перед кризисом 2008-го, компания — по воспоминаниям ее топ-менеджеров — стоила полтора миллиарда долларов, пишет «Медуза».

Для того, чтобы капитализация компании стала выше, собственники в 2003 году основали первый деловой телеканал РБК-ТВ, в 2006 году начали издавать  ежемесячный журнал и ежедневную газету. Кроме того, внутри холдинга появились издательский дом «Салон-Пресс» с линейкой глянца и подразделение «Медиамир», в которое входил мессенджер Qip, развлекательные сайты и даже сайт знакомств LovePlanet.

С начала 2000-х годов РБК был одним из самых посещаемых информационных ресурсов в русском интернете. Несколько лет подряд заявленные компанией продажи интернет-рекламы в разы превышали продажи других крупнейших рекламных площадок, в том числе и интернет-гигантов вроде «Яндекса», Mail.ru, Rambler и других, отмечалось в расследовании журнала SmartMoney, опубликованном в 2006 году. 

При этом заработки РБК не всегда были связаны с легальной рекламой, в публикации SmartMoney говорилось о «колоссальном объеме» коммерческих материалов в РБК, опубликованных без пометки «на правах рекламы», а также о партнерских соглашениях с рекламодателями, то есть «редакционных статьях», содержащих прямую рекламу. 

«Если сначала это были единичные случаи, то потом такое производство вышло на поток. На рынке сложилась устойчивая репутация: РБК — это „Макдоналдс“, свободная касса, — рассказывает „Медузе“ один из бывших ключевых редакторов РБК. — Например, телеканал РБК просто высылал в компании прайс-листы за приглашение гостей в программы. И это было официально».

Но после кризиса 2008 года такой крупный и успешный медиа-проект попал в огромную долговую яму. Один из основателей РБК и председатель совета директоров компании Герман Каплун в январе 2009-го предупредил кредиторов, что уже в феврале РБК может стать банкротом. Долгов у компании было больше 200 миллионов долларов, а свободных средств — около 11 миллионов. Кредиторы начали искать покупателей; тем же самым занялись и собственники. В этом качестве обсуждались глава «Альфа-Групп» Михаил Фридман, владелец ИД «Коммерсантъ» Алишер Усманов и даже глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, с которым якобы встречался Каплун. 

Реальным покупателем стал Михаил Прохоров. По одной версии, его убедил тогдашний гендиректор РБК Юрий Ровенский; по другой, Прохорову настоятельно рекомендовал приобрести актив его давний знакомый Чемезов. 

Как бы то ни было, появление Прохорова стало настоящим спасением для РБК. Прохоров передал основателям медиахолдинга 80 миллионов долларов за 51% РБК; он не только взял на себя обязательства по долгам, но предложил кредиторам схему реструктуризации, которая в конце концов всех удовлетворила. Предприниматель увеличил сумму долга, а сам долг — отсрочил.