Меню

«Происходит абсолютная несусветная глупость». Глава «Яндекса» — о регуляторных инициативах

«Компания превратится в угрюмый, унылый поисковик, в котором можно что-то найти, и все. «Яндекс — найдется что-нибудь». Чем опасно желание власти взять интернет-бизнес под контроль?

Депутат Антон Горелкин 26 июля внес в Госдуму законопроект, согласно которому доля иностранного владения в информационно значимых интернет-ресурсах ограничено в 20%, после чего акции «Яндекса» подешевели на 13%, но позднее отыграли 4%. 11 октября, когда законопроект обсуждали в Госдуме на заседании профильного комитета, капитализация компании 11 октября снизилась на $1,8 млрд, до $9,8 млрд. 

Гендиректор «Яндекса» в России Елена Бунина в интервью РБК рассказала, почему акции компании так чутко реагируют на законопроект и подчеркивает: «Мы вообще не понимаем, зачем он нужен. В текущих формулировках он никаких проблем не решает». Вот главное, о чем сказала г-жа Бунина. 

Все государства не так давно осознали, что интернет — большое и важное явление, и пока точно не знают, как его регулировать. Поэтому появляется много разных законопроектов, в том про значимые ресурсы. 

Но разумные люди понимают, что придумали что-то не то. <…> Когда государства делают что-то впервые, часто это бывает разрушительно. И пока все эти инициативы, которые звучали, — все то, от чего у нас акции падают, — были скорее разрушительны, — говорит Елена Бунина. 

Компании должны привлекать инвестиции со всех уголков мира, и зарубежные вложения в Россию — это очень хорошо. Но законопроект Горелкина противоречит своей же цели — поддерживать российские стратегические ИТ-компании. Дело в том, что глобальным игрокам оставляют свободный доступ на рынок России, а российские за рубежом работать не смогут, так как из-за нехватки инвестиций их продукт будет отставать. 

Инвестиции, которые российские компании получили из-за рубежа — это астрономическая сумма. И если каждой такой компании разрешат иметь только 20% иностранного капитала, «инвесторы уйдут, не видя для себя экономического смысла держать деньги в таких активах, потому что ликвидность будет очень низкой».

Акции «Яндекса» острее других компаний реагируют на регуляторные инициативы, так как они высоколиквидны. Не исключено, что цель всех законодательных инициатив — снизить цену акции до минимального уровня, чтобы потом дешево купить, полагает гендиректор ИТ-компании. 

Теперь представьте, что такой закон [Горелкина] почти выпустили, все уже на волоске и, например, наши акции упали еще больше, до $10. И наконец, тот человек, который это все задумал, купил все наши акции и стал руководить компанией. Предположим. Цена акций уже не отрастет, потому что инвесторы скажут: «До свидания. Мы больше так не можем. Есть какой-то предел в испытании наших нервов», — говорит Бунина.

Почти у половины сотрудников компании часть компенсации находится в акциях, и для самых топовых падение цены акции, например, в четыре раза означает аналогичное падение дохода. Если они столкнутся с этим, то могут уехать работать за рубеж, а если «Яндекс» покинут четверть ключевых сотрудников, для компании это колоссальный удар. 

Наш главный актив — это люди. ДНК и корпоративную культуру формирует каждый из 10 тыс. наших сотрудников, половина из которых, по сути, акционеры. Мы выдерживаем отток в год, например, 5% сильных сотрудников. Это тяжело, но это восстанавливаемо. А вот если уйдет сильно больше — это не восстановить. <...> Из этого следует, что новые классные сервисы, над которыми мы сейчас работаем, развиваться не будут. А дальше компания превратится в угрюмый, унылый поисковик, в котором можно что-то найти, и все. «Яндекс — найдется что-нибудь», — объясняет глава компании. 

«Многие во власти нас слышат. Но проблема в том, что есть и те, кто не слышит и слышать не хочет».

...Нужно иметь доступ к инвестиционному рынку для безопасности страны. В высоких технологиях они нужны как воздух. Это понимание должно прийти ко всем: и к депутатам, и ко всем остальным. По-моему, сейчас происходит какая-то абсолютная несусветная глупость, — говорит Елена Бунина.

18 октября стало известно, что правительство готово поддержать законопроект Горелкина, если в него будут внесены корректировки — иностранное участие в интернет-ресурсах в отношении голосующих акций должно быть допустимо на уровне 50% минус одна акция, пишет РБК. Должны также появиться четкие критерии отнесения информационного ресурса к значимому, чтобы избежать «оценочного влияния».