Меню

Производители и установщики оконных конструкций

Конкуренция на рынке светопрозрачных конструкций усиливается с каждым годом. Фирмы-однодневки сбивают цены. Чтобы удержаться на рынке, крупные компании-производители снижают издержки, расширяя диле

Конкуренция на рынке светопрозрачных конструкций усиливается с каждым годом. Фирмы-однодневки сбивают цены. Чтобы удержаться на рынке, крупные компании-производители снижают издержки, расширяя дилерские сети и совершенствуя производственную базу. Остальные, как оценивают эксперты, будут вынуждены либо прекратить этот вид бизнеса, либо перейти в разряд дилеров.

 

ЭКСПЕРТЫ

Елена Герасимова - генеральный директор ООО «Леокон»

Андрей Елькин - директор ООО «Опытный завод оконных конструкций»

Виктор Контеев - заместитель главы города по вопросам потребительского рынка и услугам

Александр Хренов - директор ЗАО «Завод «Светопласт»

Олег Царев - генеральный директор ООО «СтеклоСити»

********************************************************************************************************************************************

 Почему с корпоративным клиентом становится невыгодно работать?

 Кто портит рынок светопрозрачных конструкций?

 Почему десятки производителей оконных конструкций будут вынуждены уйти с рынка?

*******************************************************************************************************************************************

По информации НП «Союз оконщиков Урала», в 2006 г. одних только ПВХ-окон  в Екатеринбурге установили около 140 тыс. Емкость рынка в 2005 г., сообщают аналитики, — примерно 550 млн руб. «Эта цифра получается, если проанализировать объем вводимого в Екатеринбурге жилья, — пояснил Александр Хренов, директор ЗАО «Завод «Светопласт». — Считается, что от 8 до 12% стоимости дома — это цена остекления: окон, балконных блоков, лоджий, витражей».

Этот показатель будет расти и в дальнейшем — предполагают эксперты. Андрей Елькин, директор ООО «Опытный завод оконных конструкций»: «Повышение продолжится и в связи с вводом ипотеки, уменьшением кредитных ставок и увеличением строительства».

Как подчеркнул г-н Хренов, на рост объема рынка может повлиять и государственная политика. На правительственном уровне обозначены четыре глобальных направления деятельности, получившие наименование «приоритетные национальные проекты»: развитие образования, здравоохранения, жилищного строительства и сельского хозяйства. Александр Хренов: «Каждое из четырех направлений предполагает строительство новых и ремонт старых объектов. Уже сегодня мы выполняем заказы по остеклению больниц, спортивных сооружений. В нашей компетенции — участие в строительстве и ремонте любых объектов, предусмотренных проектами. За исключением разве что сельскохозяйственных. Остается только надеяться, что все обозначенные президентом задачи перейдут в стадию воплощения».

Андрей Елькин считает, что на развитие рынка светопрозрачных конструкций влияет и состояние городского коммунального хозяйства: «Зависимость прямая: чем хуже работают коммунальные службы зимой, тем холодней в квартирах наших земляков, тем больше заказов по окнам».

«Рынок будет расти ближайшие пять лет на 10-15% ежегодно, — уточнил Олег Царев, генеральный директор ООО «СтеклоСити», управляющий НП «Союз оконщиков Урала». — Но только в сегменте нового строительства. В сфере замены конструкций он должен стабилизироваться на три-четыре года, а затем понемногу будет уменьшаться».

О развитии рынка свидетельствуют и другие, косвенные показатели. ­Елена ­Герасимова, генеральный директор компании «Леокон» (поставщик стекла), отметила, что в 2005 г. рост составил примерно 22% и объемы продолжают увеличиваться.

С корпоративным клиентом работать невыгодно

Потребителей товаров и услуг на рынке светопрозрачных конструкций игроки делят на пять основных сегментов: 1) строители новых домов; 2) строители, ремонтирующие здания; 3) юридические лица, ведущие реставрацию или переделку помещений; 4) частники, возводящие коттеджи; 5) частники, меняющие окна в квартирах. Все эти группы принято объединять в две большие категории: частные и корпоративные заказчики. По словам Александра Хренова, 60-80% заказов на рынке поступают от крупных корпоративных клиентов. Соответственно 20-40% — от частников: ближе к зиме их активность снижается. Заявки же от крупных строительных компаний на остекление самых разных зданий приходят в одинаковых объемах в любое время года.

По ГОСТу окна запрещается устанавливать при температуре ниже +15 градусов. Однако в зимнее время монтаж светопрозрачных конструкций компании не прекращают. «Температура на улице на нашу работу практически никак не влияет. Современные технологии позволяют создать все условия для качественного монтажа конструкций. Сейчас есть строительные фены, различные смеси, которые не замерзают, а именно затвердевают при минусовых температурах, в отличие от штукатурки, с использованием которой ГОСТ и связан», — подчеркнул г-н Хренов.

Но, несмотря на очевидную привлекательность крупного корпоративного клиента для оконщиков, сотрудничать с ним становится невыгодно. Александр Хренов: «Сегодня норма прибыли на индивидуальных заказах выше, чем на корпоративных. Конкурентная обстановка становится жестче с каждым годом. Строительные организации активно проводят тендеры, обзаводятся собственным оконным производством. Приходится максимально снижать цены, работать стахановскими темпами».

Некоторые строительные компании Екатеринбурга уже перешли от практики проведения тендеров на установку светопрозрачных конструкций к собственному производству и монтажу окон. Самая крупная строительная организация города, которая производит и устанавливает стеклопакеты самостоятельно, — «Атомстройкомплекс».

Эксперты рынка считают решение строительных компаний о создании собственного оконного производства не вполне верным. Александр Хренов: «Как правило, такие организации работают только на заказах фирмы-застройщика, которой они и принадлежат. В этом их главная проблема. Предприятие, которое существует вне конкурентной среды, постепенно «обрастает жиром». Я знаю примеры, когда эти фирмы за восемь месяцев выполняли заказ, на который мы тратим месяца три. Конкуренция заставляет нас бегать, суетиться, повышать качество производства и монтажа. А они работают в спокойном режиме, отчего сами же и страдают». Планомерное отставание по уровню качества производства и монтажа оконных конструкций, считает Олег Царев, в ближайшие годы заставит строительные компании свернуть этот вид деятельности.

Еще одна причина снижения рентабельности корпоративных заказов — количество игроков на рынке. Союз оконщиков Урала сообщает, что в Екатеринбурге около 200 предприятий изготавливают, продают и монтируют светопрозрачные конструкции. Некоторые эксперты называют цифру 400. Ежегодно на рынок приходят 15-20 новых компаний, примерно столько же — покидают. От семи до десяти фирм, уходящих с рынка, по словам г-на Царева, не успевают проработать на нем больше года.

Огромное количество игроков эксперты объясняют низким порогом выхода на рынок. Александр Хренов: «Линия по производству окон, способная выдавать по 10-15 изделий в смену, стоит максимум $50 тыс., прибавьте к этому 10-15 человек персонала, аренду помещения площадью 500 кв. м, и вы можете стартовать. Начать производство с точки зрения затрат нетрудно. Сложнее удержаться на рынке».

Примерно треть организаций производят оконные конструкции сами. Остальные только продают и монтируют. По словам г-на Хренова, 10-15 фирм-лидеров сейчас контролируют до 70% мест­ного рынка.

Разделяя игроков на производителей-продавцов и дилеров-продавцов, Андрей Елькин выделяет еще одну категорию — мошенников.

Мошенники портят рынок

Виктор Контеев, заместитель главы города, сообщил, что компаний, производящих и устанавливающих оконные конструкции низкого качества, в Екатеринбурге предостаточно: «Каждое пятое сообщение, поступившее в комитет по бытовому обслуживанию в ходе акции «Телефон для потребителей «Отвечает Контеев», касалось качества установки окон и дверей. Чаще всего горожане жаловались на то, что фирмы отказываются устранять брак в уже установленной оконной или дверной конструкции. При этом работы оплачены полностью, а гарантия на конструкции еще не закончилась. Вопросов к работе предприятий возникало много».

Фирмы-однодневки, по оценке Олега Царева, занимают примерно 5% от общего числа организаций, действующих на рынке. Главная опасность, которую они представляют для добросовестных игроков, — это демпинг. Александр Хренов: «Такие компании сбивают цены. Некоторые фирмы предлагают окна за 6 тыс. руб. И в эту стоимость входит все: от производства до монтажа и отделки откоса. Для меня совершенно непонятно, как можно ставить окна хорошего качества за такие деньги

Как говорит Олег Царев, существует несколько признаков, по которым можно опознать недобросовестную компанию: «Небольшой, нечистый офис, очень низкие цены из-за экономии на материалах, неграмотные и неопрятные монтажники. Кроме того, от всех остальных эти фирмы отличаются тем, что исчезают с наступлением холодов, поскольку у клиентов возникают претензии. Исчезают, чтобы на следующий год снова открыться, но уже под другим названием».

В этом году для борьбы с фирмами-однодневками девять екатеринбургских компаний1 объединились в некоммерческое партнерство «Союз оконщиков Урала» (Союз производителей и установщиков светопрозрачных конструкций и вентилируемых фасадов Урала). Инициатором создания НП выступила администрация города в лице г-на Контеева. Бороться с недобросовестными предприятиями члены союза намерены несколькими методами. Олег Царев: «Во-первых, мы будем информировать потребителей о том, как выбирать фирму, как должны работать монтажники, какие материалы должны при этом использоваться. Во-вторых, мы приняли решение о покупке городского номера, куда может позвонить любой клиент, проконсультироваться на тему окон, пожаловаться на некачественную установку. Мы можем провести проверку установленного окна и воздействовать на бракоделов. И, в-третьих, мы будем мониторить рынок под видом покупателей и составим мнение о работе всех компаний. Если предприятие обманывает потребителей или не соблюдает нормы, мы вместе с соответствующими органами примем меры, чтобы его наказать или закрыть».

Чтобы повысить качество работ на рынке, как сообщил Виктор Контеев, планируется ввести добровольную сертификацию: «Сертификаты мы начнем выдавать уже в этом году, они станут знаком качества, который получат только самые достойные».

Союз оконщиков Урала — далеко не первое объединение, в чьи планы входит борьба с недобросовестной конкуренцией на рынке светопрозрачных конструкций. В рамках Союза предприятий строительной индустрии Свердловской области еще в 2002 г . была создана общественная организация — Департамент производителей окон2. Организация заручилась поддержкой Госархстройнадзора: ее представители имеют право участвовать в мероприятиях по проверке качества монтажа и производства оконных конструкций. Однако, как говорит г-н Хренов, эффективно бороться с недобросовестными фирмами пока не получается: «Нет государственного механизма, с помощью которого можно было бы эффективно наказывать мошенников. Информацию о них мы получаем регулярно. Но что делать с ней дальше? Публиковать в печати? Но этого недостаточно для устранения фирм-однодневок с рынка. Существует и серьезная опасность судебного разбирательства. Действовать через Свердлархстройнадзор? В последнее время в свете череды техногенных катастроф эта организация значительно усилила свою активность в борьбе с бракоделами. Но у них просто рук не хватит! Попробуйте-ка проконтролировать деятельность 400 предприятий! Выхода из ситуации мы пока не видим. Если новый союз сможет результативно бороться с мошенниками, мы будем только «за». Но, повторюсь, инструмента пока нет».

Елена Герасимова считает, что проблему бракоделов решат сами потребители: «Покупатель с каждым годом все больше требований предъявляет к качеству и сервису обслуживания. Уровень образованности заказчика в сфере оконных конструкций возрастает. При жесткой конкуренции выживает сильнейший. Поэтому маленькие организации, ориентированные на разовый заработок, будут постепенно уходить, освобождая место для более сильных игроков. В ближайшее время рынок поделят крупные организации. И вряд ли будут появляться новые предприятия, поскольку порог выхода увеличится. Новичкам придется конкурировать с сильными соперниками, и соперничества они не выдержат».

Производителей оконных конструкций станет меньше в разы

Сегодня, по словам Олега Царева, около 70 екатеринбургских компаний изготавливают оконные конструкции сами. Остальные их только продают. При этом компании-производители, помимо самостоятельного сбыта светопрозрачных конструкций, реализуют окна через посредников. Александр Хренов: «Сегодня у «Светопласта» 18 дилеров на территории Уральского округа и за его пределами. Мы планируем и дальше расширять эту сеть. В условиях жесткой конкуренции клиентская база — главное. Сегодня уже нельзя просто прийти к застройщику и предложить ему окна по сверхнизкой цене. Огромное значение имеет имидж фирмы. Расширяя дилерскую сеть, мы наращиваем клиентскую базу».

Олег Царев считает, что на рынке наступает период разделения труда: «Сапоги делает сапожник, пироги — пирожник. Так происходит на всех рынках в мире. Крупные производители уменьшают долю продаж через свою структуру и увеличивают продажи через дилеров. Изготавливают одни, продают другие, монтируют третьи, и каждый — профессионал в своей области».

Дилеров с каждым годом будет все больше, а производителей — меньше, убеждены эксперты. По словам г-на Царева, через пять лет на рынке останется только три-пять компаний-производителей. Остальные будут вынуждены уйти, так как не смогут конкурировать с крупными фирмами на уровне цен. Олег Царев: «Все очень просто: в структуре стоимости производства окна затраты на аренду, зарплату, коммунальные расходы, проведение процесса составляют более половины. Например, возьмем выпуск 1 тыс. окон. Сегодня на среднем предприятии это примерно месяц работы коллектива из 15-20 человек на площади около 1000 кв. м. На современном крупном производстве это день работы 20 сотрудников на площади 2000 кв. м». Единственный способ сократить издержки, считает Олег Царев, — постоянное совершенствование оборудования и увеличение объемов производства: «С учетом более дорогого оборудования себестоимость одной конструкции меньше на 15-20% и, как следствие, ниже цены». Для создания внушительного современного производства, как оценивают эксперты, необходимо потратить 4,5-5 млн евро.

Солидные предприятия активно совершенствуют производственную базу. Андрей Елькин: «Фирмы, которые пришли на рынок не на сезон, регулярно докупают или обновляют оборудование, следят за качеством продукции, этим увеличивают объемы выпуска».

У тех же, кто не сумеет создать широкую дилерскую сеть и приобрести дорогостоящее оборудование, выходов немного, отмечают эксперты. Олег Царев: «Вариантов у них несколько: прекратить этот вид бизнеса, либо стать продавцом, закупающим у крупного производителя, либо стать монтажным подразделением, оказывающим услуги».

 

ПВХ — поливинилхлорид, высокопрочный пластик, из которого изготавливают оконные кон­струкции. 

1 Члены НП «Союз оконщиков Урала»: Уральская индустриальная группа, «СтеклоСити», «Панорама», «Подряд», «Спецремстрой», «Декра Плюс», «Фэнстер АГ», «Штурман», «АртФасад».

2 Члены Департамента производителей окон: Опытный завод оконных конструкций, «Арсенал-А», «Декра Плюс», «Светопласт», «Наука».