Екатеринбург — один из самых развитых городов страны, где концентрация мебельных производств высока. Крупные производители успешно конкурируют с иногородними компаниями и сами выходят на федеральны
Екатеринбург — один из самых развитых городов страны, где концентрация мебельных производств высока. Крупные производители успешно конкурируют с иногородними компаниями и сами выходят на федеральный уровень.
ЭКСПЕРТЫ
Виталий Григор - директор фабрики кухни «Маэстро»
Андрей Елькин - генеральный директор мебельной фабрики «Респект»
Андрей Ерофеев - директор фабрики «Мамаша Кураж»
Сергей Иванов - начальник отдела сбыта Уральской мебельной группы «Новый век»
Денис Кондратов - заместитель директора компании «Карат-Е»
Дмитрий Кружаев - коммерческий директор группы компаний «Лиал»
Михаил Левинзон - коммерческий директор группы компаний «Громада»
Виктор Панов - директор фабрики «Евромебель»
Андрей Чегодаев - начальник отдела маркетинга мебельной компании «Евро-Офис-2000»
Андрей Шубников - директор мебельной фабрики «МДФ»
********************************************************************************************************************************************
Какой сегмент производства мебели растет наиболее активно?
Что ожидает местных игроков в связи с приходом на рынок IKEA и китайских производителей?
На что делают ставку производители мебели в конкурентной борьбе?
********************************************************************************************************************************************
Мебельный рынок Екатеринбурга ежегодно растет, по оценкам его участников, примерно на 20%. Увеличение жилого и коммерческого строительства создает благоприятную конъюнктуру для развития мебельного бизнеса. И не только местного: иногородние и иностранные фабрики рассматривают уральскую столицу с ее высоким спросом на бытовую и офисную мебель как лакомый кусок. Но вскоре положительная конъюнктура может измениться: уже в этом году рынок захлестнет волна европейской мебели, главным поставщиком которой будет IKEA, а после вступления России в ВТО добавится еще и китайская. В ценовой схватке со шведскими и китайскими мебельщиками выживут не все местные фирмы. Крупные производители бытовой и офисной мебели уже сегодня за счет дилерских и розничных сетей наращивают свой бизнес и ищут узкие ниши.
Производители офисной мебели готовятся к отпору китайской экспансии
В реестре администрации города на 1 января 2006 г . числится 74 предприятия, которые производят мебель. Специалисты мебельных компаний утверждают, что на самом деле таких фирм в разы больше. Как отметил Денис Кондратов, заместитель директора компании «Карат-Е», на портале «Уралфирм» зарегистрировано 1550 предприятий, производящих и продающих мебель в Екатеринбурге и городах области.
Согласно исследованию маркетингового агентства DISCOVERY Research Group, емкость всего российского мебельного рынка в 2005 г . составила 120 млрд руб. (с учетом доли нелегальных продаж): объем рынка офисной мебели — около 30 млрд руб., остальная часть приходится на мебель для дома и специальную мебель. Местные игроки подсчитали, что емкость рынка офисной мебели города и области — от 1 до 1,5 млрд руб. в год. В последние два года в этом сегменте доли распределялись между основными местными производителями — компаниями «Лиал», «Респект», «Евромебель», «Карат-Е» «Евро-Офис-2000», «МДФ» и др. — и федералами.
Сегодня местные производители практически полностью лидируют в нише оперативной мебели — утверждают специалисты екатеринбургских мебельных фабрик. Их доля по разным оценкам доходит до 80%. В общероссийской статистике около 60-65% всех продаж офисной мебели занимает экономкласс, где стоимость одного рабочего места равна 5-10 тыс. руб. Менее прочные позиции у екатеринбургских производителей в сегменте мебели для руководителей и менеджеров среднего звена стоимостью от 100 тыс. руб. Доля таких кабинетов в общем объеме продаж — 30-35%. Как отмечают участники рынка, их основные конкуренты — федеральные производители: «Феликс», «ЮНИТЕКС». Также активно работают фабрики «Камбио», «Соло», «Крафт», «Док-17», «Фронда». Тем не менее отдавать этот сегмент иногородним предприятиям местные игроки не собираются. Многие из них либо только начинают выпускать, либо уже активно предлагают линейки мебели в среднем ценовом диапазоне. И все же долю в 50% рынка местные производители стараются держать, констатирует Денис Кондратов. По-прежнему закрытым для производителей города остается вход на рынок представительских кабинетов первых и вторых лиц компаний стоимостью от 500 тыс. руб., занимающий 10-15% продаж по стране. Здесь неизменные лидеры — итальянские и немецкие фабрики. Сравнительно недавно втиснуться в этот сегмент удалось китайским производителям. Между тем крупные екатеринбургские фабрики предпринимают попытки «взломать» его, предлагая свои модели местным руководителям бизнесов. Закрепиться в этом сегменте пытается Уральская мебельная группа «Новый век». Виктор Панов, директор фабрики «Евромебель», полагает, что пока увеличению доли местных производителей в общем объеме продаж мешает сложившийся менталитет: «Хотя потребитель и начинает осознавать, что, приобретая мебель у местных производителей, он выигрывает и в цене, и в сроках поставки, и в качестве, но все же сохраняется сформированная в советское время привычка «дани заграничной моде» и предпочтение отдается либо московским фабрикам, либо иностранным».
Однако если натиск федералов и европейцев екатеринбургские производители еще выдерживают, то угрозу с Востока (мебель из КНР, которая захлестнет рынок со вступлением России в ВТО) преодолеть смогут не все. В первую очередь это касается многочисленных ИП, не имеющих серьезной производственной базы. По качеству продукции иностранцы встанут в один ряд с российскими лидерами и предложат более низкие цены. Денис Кондратов: «Сейчас китайцев сдерживают заградительные заслоны таможни. У них есть вполне достойная мебель, которая рано или поздно появится на нашем рынке. Пока китайские производители не насытили свой рынок, местные ритейлеры сами привозят китайскую мебель. Китай, конечно, зло, но у нас еще есть два-три года до наступления аврала, когда фабрики КНР начнут рассматривать наш рынок как перспективный».
Однако пессимистичные прогнозы разделяют не все игроки. Мебельщики отмечают: поскольку китайцы привозят готовую мебель, одним из наиболее перспективных направлений станет мебель на заказ. Как правило, по индивидуальным проектам работают представители средней и высшей ценовой прослойки. Андрей Шубников, директор мебельной фабрики «МДФ»: «В условиях усиления конкуренции выживать можно будет либо за счет объемов, либо за счет перехода на нестандартные решения. Мы с самого начала нашей деятельности не работаем по одному прайсу. Все заказы клиентов для нас — индивидуальны». Как сообщил Сергей Иванов , начальник отдела сбыта Уральской мебельной группы «Новый век», в их компании доля индивидуальных заказов в сегменте офисной мебели приближается к 90%. По убеждению Дмитрия Кружаева, коммерческого директора группы компаний «Лиал», крупные местные производители будут делать ставку на качество продукции и предлагать дополнительный сервис: «Сейчас не все еще осознали необходимость в предложении клиентам дизайнерских решений, услуг по расстановке мебели, в лизинге, мебели в кредит, страховании мебели и т. д. Московские предприятия уже давно идут по этому пути».
В сегменте бытовой мебели компании выстраивают конкурентные преимущества перед IKEA
Домашняя бытовая мебель делится на несколько сегментов: корпусная мебель для комнат и прихожих, мягкая мебель, кухонная мебель, мебель для спальни, детская мебель, встроенная мебель и мебель для ванных комнат. Согласно исследованию маркетингового агентства DISCOVERY Research Group, наибольшую долю в общем объеме продаж занимает корпусная мебель для комнат и прихожих — 32%, наименьшую — мебель для ванных комнат (1,8%). На долю мягкой мебели приходится 23% от общего количества продаж. Рынок мебели для дома считается самым быстрорастущим. Как отмечают местные производители, динамика его роста сопоставима с ростом вводимого в городе жилья. В 2005 г . объем жилых площадей увеличился на 643,6 тыс. кв. м. В этом году по планам администрации должно быть сдано 700 тыс. кв. м жилья. 80% всей мебели покупается в новые квартиры, еще 20% — для обновления интерьеров. Игроки оценили емкость рынка бытовой мебели в Екатеринбурге в 4 млрд руб. в год. Сегодня в городе представлены практически все известные производители во всех сегментах бытовой мебели, которые делят рынок с екатеринбургскими фабриками: «Шатура», «Электрогорскмебель», «Миасс-мебель», «8 Марта», «Арт-мебель», «Сходня-мебель», «Мебель Черноземья», «Иваномебель», «Мебель-Москва», MrDoors и др. Кроме того, отмечается в исследовании маркетингового агентства DISCOVERY Research Group, ведущей тенденцией российского рынка бытовой мебели последних лет стал рост доли импорта — до 45-50% от общего объема продаж. Основные страны-импортеры — Италия, Украина, Белоруссия, Польша, Австрия, Литва, КНР, Финляндия и Германия. Местные производственные мощности бытовой мебели невелики. Исторически сложилось так, что на нашем рынке работают поставщики из других регионов, отмечает Денис Кондратов. «Наши игроки держат долю в сегменте производства бытовой мебели, наверное, не более 10-15%. Но наша мебель конкурентоспособнее по цене: если везти мебель из Центрального региона, то наценка получается 10-15%», — констатирует г-н Кондратов.
Зато местные фабрики плотно занимают сегмент мягкой мебели. Среди этих производителей можно отметить Уральскую мебельную группу «Новый век», группу компаний «Громада», производства «Томек», «Кристи», «Рина», фабрику «Стиль-мебель» и др. По оценкам Сергея Иванова, только доля «Нового века» и «Громады» закрывает до половины всех продаж мягкой мебели. Михаил Левинзон, коммерческий директор группы компаний «Громада»: «В городе очень много мелких фирм, которые делают диваны за 3 тыс. руб. У них низкая себестоимость товара, и какие-то кусочки от нашего пирога они отрывают. На них приходится существенная часть всего рынка. С заметными же местными производителями мы довольно цивилизованно конкурируем. Отслеживаем их продажи и ценовую политику. А в отношении иногородних фабрик у нас негласная договоренность между основными игроками: не пускать их на рынок, демпинговать, чтобы не было резона приходить». Федеральные игроки, говорит г-н Левинзон, работают в среднем и выше среднего ценовых сегментах. Экономкласс — вотчина местных предпринимателей.
Еще один динамично развивающийся сегмент мебели для дома, где местные игроки тоже крепко держат свои позиции, — производство кухонь. Как отмечает «РБК», рынок кухонной мебели насыщен на 66%. В среднем ценовом сегменте лидеры — фабрики «Стадис», «Маэстро», «Мамаша Кураж», «Баккара». По подсчетам специалистов фабрики «Мамаша Кураж», сегодня в нем представлено 88 производителей и перепродавцов (стоимость кухни от 80 до 400 тыс. руб.). В последнее время в этом сегменте укрепились позиции иногородних фабрик — из Миасса, Челябинска, Магнитогорска, Москвы. Игроков в экономклассе больше минимум в два раза. «Компаний-однодневок, которые делают мебель чуть ли не на коленке, используя чужое сырье, очень много, и они оттягивают на себя существенную часть клиентов», — подчеркивает Андрей Ерофеев, директор фабрики «Мамаша Кураж». Что касается элитных кухонь, то здесь лидируют итальянцы и немцы. Согласно исследованию «РБК», одна из тенденций последних лет — приближение стоимости кухонь российского производства к импортным. Лояльность россиян к кухням отечественного производства растет. Вследствие этого импорт кухонной мебели продолжает сокращаться. В 2005 г . его доля составила 40%, а ведь еще в 2003 г . половина всей кухонной мебели в России была импортной. Виталий Григор, директор фабрики кухни «Маэстро», подтверждает общероссийскую тенденцию — 60-70% продаж кухонь в среднем сегменте остается за отечественными производителями: «Итальянские кухни стоят дороже наших из-за таможенных пошлин и не смогут составить нам конкуренцию по срокам доставки товара. До потребителя их товар доходит от 90 до 120 дней, а мы укладываемся в 30».
Игроки оценили ежегодный рост екатеринбургского рынка в 15-20%. А его емкость по подсчетам маркетинговой службы компании «Мамаша Кураж» — 500 млн руб. в год.
Представители всех сегментов рынка домашней мебели готовы встретить во всеоружии нового игрока — IKEA, противопоставив ему свои конкурентные преимущества: гибкий подход к потребителю, возможность работы по индивидуальным заказам и широкий сервис. Как рассказали «ДК» в екатеринбургском офисе компании IKEA, 50% всего ассортимента магазина составит мебель, основная ее часть будет сориентирована на средний покупательский класс. Чтобы снизить себестоимость товаров, к сотрудничеству станут привлекать местные предприятия. Известно, что договор на контрактное производство товаров для IKEA подписала одна из фабрик группы компаний «Громада». По неофициальной информации игроков рынка, свои заказы шведские мебельщики размещают на фабриках в Тюмени и Перми. Как предполагает г-н Шубников, продукция IKEA может занять до 20% рынка мебели для дома. Сергей Иванов не опасается того, что с приходом шведов его предприятие потеряет клиентов: «Там будет свой покупатель, тот, который приехал за колбасой, а ушел с табуреткой. Это одноразовый клиент. А мы ориентированы на того, кто может привести за собой еще пять-шесть покупателей». «Их продукция подходит не всем, — соглашается с г-ном Ивановым Андрей Шубников. — Это мебель для дачных домиков, для студентов, молодых семей. Клиенты IKEA — люди, согласные купить стол за 1 тыс. руб., посидеть за ним год и потом выкинуть. Но сейчас активно растет прослойка людей, требующих более высокого качества, уникального дизайна и т. д. Нашим производителям необходимо ориентироваться как раз на эти запросы». В «Мамаше Кураж» делают ставку на уровень подготовленности продавцов. «В конечном счете именно от их профессионализма зависит, останется покупатель или уйдет в другой салон», — утверждает Андрей Ерофеев. Аналогичной политики придерживается Виталий Григор: «В стратегии продаж кухонь «Маэстро» большое внимание будет уделяться качественному сервису: организации установки, постпродажному и гарантийному обслуживанию».
Мебельщики диверсифицируют бизнес и развивают дилерские и розничные сети
Предвосхищая складывающуюся конъюнктуру рынка, местные производители мебели уже сейчас определяются со своей стратегией развития и укрепляются перед нашествием и с Востока, и с Запада. «Офисников» подстегивает еще и то, что по общему признанию доходность этого вида бизнеса значительно снижается. «Такого, как раньше, когда нефтяные компании объявляли тендеры на 30-40 млн руб., уже нет», — объясняет Андрей Елькин, генеральный директор мебельной фабрики «Респект». Дмитрий Кружаев убежден: рынок производства офисной мебели вот-вот может начать стагнировать: «Во-первых, спрос насыщается, во-вторых, активно теснят конкуренты, в том числе и Китай, в-третьих, офисное строительство растет не так сильно, как принято об этом говорить». Сегодня в сегменте производства офисной мебели преобладают две ключевые тенденции. Первая — развитие дилерских сетей. «Почти все крупные производители офисной мебели ориентируются на другие регионы России, поскольку там гораздо меньше конкурентов. Рынком Екатеринбурга они занимаются лишь по остаточному принципу, поскольку обязывает географическое положение офиса и производства», — утверждает Андрей Чегодаев, начальник отдела маркетинга мебельной компании «Евро-Офис-2000». Опрос крупнейших производителей мебели для офисных помещений подтверждает наметившуюся тенденцию активной экспансии. География дилерских сетей достаточно обширна — от Москвы до Владивостока. На Екатеринбург и область приходится всего 20-25% всех продаж. Вторая тенденция — освоение новых сегментов рынка и поиск узких ниш. В группе компаний «Лиал» решили развиваться в смежных областях — лабораторной мебели, мебели для школ и т. д. Андрей Чегодаев утверждает, что в 2006 г . «Евро-Офис-2000» стал занимать лидирующие позиции на рынке города в производстве мебели для дошкольных и учебных заведений. Некоторые производители пошли более радикальным путем и начали осваивать рынки мебели для дома. Андрей Шубников рассказал, что уже купил оборудование и собирается производить мебель для детских комнат: «Этот сегмент у нас пока почти пуст. Детская мебель нередко напоминает оперативную офисную мебель, или ее производят иностранцы, она стоит дорого, и ждать ее доставки долго. Мы будем ориентироваться на средний покупательский класс. Планирую поставлять комплекты детских комнат по всей стране». По словам г-на Шубникова, он намерен довести долю производства на своем предприятии, прежде выпускавшем только офисную мебель, до 50%. На фабрике «Респект» в качестве перспективного направления развития выбрали сегмент производства кухонь. «У нас есть оборудование, которое позволяет производить кухни полного цикла. До этого мы были поставщиком фасадов для кухонных гарнитуров многих компаний, работающих и на нашем рынке, и в других регионах — от Кирова до Иркутска. Мы увидели в этом рынке большой потенциал и решили развивать его сами. У нас в городе хорошо развит только сегмент дорогих кухонь — от 80-150 тыс. руб. и выше. «Респект» спозиционирован на средний класс и чуть ниже среднего — 20-30 тыс. руб. за кухню», — рассказал Андрей Елькин. Помимо этого направления, фабрика уже выпускает корпусную мебель для прихожих и гостиных комнат. В «Карат-Е» решение изготавливать бытовую мебель созрело еще в 2000 г . Денис Кондратов: «Мы делаем мебель для дома экономкласса — гостиные, детские, спальни. В прошлом году совместно с итальянскими партнерами запустили проект производства спален среднего ценового сегмента. А в этом году решили освоить еще и мебель для ванных комнат». Как сообщил г-н Кондратов, его предприятие намерено нарастить объемы производства бытовой мебели до 50% от общего объема производимой продукции.
В связи с освоением новых рынков «офисники» делают ставку на развитие собственных розничных сетей и укрепление бренда. «Сегмент бытовой мебели растет быстрее, чем офисной. Да, здесь много игроков, но зато и возможностей найти что-то новое, сделать эксклюзив — больше. Офисная мебель преимущественно стереотипная: можно поиграть только материалами», — поясняет г-н Кондратов. Развивать розничные сети собираются и производители мягкой мебели и кухонь. «Сейчас у нас три точки продаж кухонь «Маэстро» в городе, но есть желание развиваться дальше. Количество салонов будет зависеть от потребностей рынка», — говорит Виталий Григор. «Увеличение торговых точек — один из способов нарастить объемы продаж», — дополняет Андрей Ерофеев. В группе компаний «Громада» также намерены расширять свою сеть салонов. Михаил Левинзон: «Мы заинтересованы в том, чтобы наша мебель доходила до конечного потребителя по нашей цене. Планируем открываться в мебельных торговых центрах, работаем в «ЭМА» и «Восточном». Сергей Иванов сообщил, что в Уральской мебельной группе «Новый век» всерьез подумывают о строительстве собственного мебельного ТЦ.