Частные аптечные сети не хотят оснащать производственные аптеки по европейскому стандарту GMP. У муниципалитетов на это нет денег. Изготавливать лекарства скоро будет некому, считают участники рынка.
Число муниципальных аптек, где остались производственные отделы, изготавливающие собственные лекарственные препараты (экстемпоральные средства), сокращается. Если в 90-е гг. в Екатеринбурге их насчитывалось 28, то сегодня осталось четыре. Эксперты говорят, что это противоречит мировому тренду: в западных странах аптечное производство расширяется — большая часть аптек США, Италии и Норвегии выпускает экстемпоральные лекарственные формы. По данным Professional Compounding Centers of America (PCCA), в США ежегодно изготавливается 30-40 млн лекарственных препаратов по рецептам врачей.
«Зарубежным фармацевтам часто приходится создавать препараты для детей из таблеток или капсул в виде микстур, сиропов и порошков, — поясняет Андрей Гаврилов, профессор УГМУ. — Это гарантирует малышам необходимую точность дозирования и удобство применения. В России все сложнее. Скажем, препарат каптоприл доступен только в виде таблеток, содержащих минимальную взрослую дозу 12,5 мг. Для ребенка в возрасте одного года доза составляет 0,1-0,3 мг/кг. С учетом массы тела 5 кг, следует выдать пациенту 1,0 мг или 1/13 таблетки. Но разломить таблетку с необходимой точностью на 13 частей невозможно. Единственное решение — изготовить микстуру из 65 мл пищевого сиропа и порошка измельченной таблетки чтобы обеспечить требуемую дозу в чайной ложке».
Сложность, однако, в том, что муниципальные аптеки работают на устаревшем оборудовании, а Росздравнадзор требует оснастить все производственные аптеки по международному стандарту качества GMP. Денег на это муниципалитет не выделяет. Частные аптечные сети предпочитают продавать готовые препараты, а экстемпоральные формы выпускают в порядке исключения.
«У меня есть производственная аптека в Ревде, – говорит Анна Клименко, гендиректор аптечной сети «Радуга». – Небольшой объем препаратов для ритейла и две-три позиции для госпитального сегмента. Копеечное дело. Оборот – около 3 млн руб., сопоставим с месячной выручкой аптеки. Так что это скорее социальная функция: мы оставили производственный отдел, чтобы ЛПУ из ближайших населенных пунктов могли приобретать лекарственные препараты и растворы в нестандартной дозировке. В основном это касается детских больниц и поликлиник. Но если все производственные аптеки заставят переходить на GMP, от изготовления экстемпоральных лекарственных форм придется отказаться. И вряд ли муниципалитеты согласятся оплачивать дорогое оборудование и чистые помещения».
К такому же выводу пришли и директора 20 муниципальных аптек. По их мнению, вместо устаревших аптечных производств Екатеринбургу проще создать новую базу для изготовления экстемпоральных порепаратов, которая обеспечивала бы весь город. Собравшись и обсудив корпоративные проблемы, они подписали обращение к чиновникам от медицины и к депутатам Государственной Думы с просьбой устранить законодательные перекосы, которые ограничивают ассортимент производственных аптек и мешают их конкуренции с фармацевтическими заводами.