Меню

«Прокурор судит об устойчивости банков. Сюр!». Бомба под банковскую систему — МНЕНИЕ

Иллюстрация: DK.RU

«Если Генпрокурора окажется сильнее ЦБ, то случай «Югры» окажется мал по сравнению с апокалипсисом, который ждет нас впереди». Как спор двух сторон угрожает всей финансовой системе — Виталий Калугин.

Виталий Калугин, генеральный директор «Калугин Профит Групп»:
 
— Эпического масштаба событием я называю протест Генпрокуратуры по приказам ЦБ РФ о введении в банке «Югра» временной администрации и моратории на выплату кредиторам. Потому что никогда ранее еще в деятельность ЦБ не вмешивались так бесцеремонно те, кому это запрещено законом.
 
Давайте сразу обострим. Я согласен с тем, как выразился один из моих фейсбучных друзей: «Надо понимать, что если Генпрокурора окажется сильнее ЦБ, то сам по себе случай «Югры» окажется пренебрежимо мал по ущербу для страны по сравнению с тем апокалипсисом, который ждет нас впереди. Похоже, они в самом деле не ведают, что творят». Когда так говорит суперпрофессионал в банковском бизнесе, осторожный в оценках, остальным надо паниковать. Я и паникую. Да, теперь вполне осознанно. Вчера это было эмоционально. Сегодня есть дерево решений, сценарный анализ. 
 
Статус и полномочия Центробанка закреплены в ст. 75 Конституции и в законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» №86-ФЗ от 10.07.2002 г. (статьи 1 и 2). В них определен особый правовой статус ЦБ, исключительное право на денежную эмиссию и независимость от иных органов государственной власти. И он не входит в их состав. 
 
Попытаюсь доступно описать всю нереальную важность этого «наезда». Во время учебы на матмехе УрГУ семинары по матанализу у меня читал доцент Ошман, и однажды он привел такой пример: «Если козу привязать к мотоциклу, то с какой скоростью поедет связка?» Простота картины потрясала. Ответ — тандем поедет со скоростью козы. С тех пор я эту аллегорию всегда применяю.
 
Если ЦБ, выпуская свои приказы и прочие нормативные акты, будет оглядываться на Генпрокуратуру, то с какой скоростью поедет тандем? Со скоростью Генпрокуратуры.
 
Иначе говоря, регулятором (сейчас принято даже говорить — мегарегулятором) финансового рынка станет кто? Правильно — Генпрокуратура, пусть и опосредованно.
 
И именно поэтому я называю это бомбой под банковский сектор. Еще одна аллегория. Вы сидите в самолете, который готов на взлет. И вдруг вам сообщают, что приказы диспетчерам отдает ну, скажем, Минкульт. Или Минобр. Понятно, что получим в итоге? Самолетопад.
 
Только вдумайтесь. Суть претензий Генпрокуратуры в том, что ЦБ напрасно прекратил деятельность устойчивого банка! Прокурор судит об устойчивости банков. Это, ребята, сюр какой-то.
 
Как мы дошли до такой жизни — все ясно. Наверняка мало кто помнит, но предшественник Набиуллиной на посту главы ЦБ Сергей Игнатьев, просидев в этом кресле более 11 лет, обреченно обронил в конце (близко к цитате, но не прямая речь) на публичном брифинге: «Более половины сомнительных платежей в России проводится через фирмы, связанными между собой платежными отношениями. Похоже, что все они находятся под контролем одной хорошо организованной группы…» Начиная с 2000 г. по статье платежного баланса «сомнительные операции» из России было выведено более $310 млрд — до 2012 г., когда он сделал это заявление, а с тех пор еще десятки миллиардов ушло. Все поняли? Более половины этой суммы выведено «хорошо организованной группой». И Игнатьев прямо говорит, что информация была передана в правоохранительные органы, в ту же Генпрокуратуру. И что случилось? А ничего. Человек, входящий в топ-10, а то и в топ-5 высших государственных чиновников, не смог обезвредить эту «группу». 
 
Дело в том, что эти слова были секретом Полишинеля. То, что я дальше скажу, будет являться непроверяемой информацией, но надо уметь складывать два и два, а также регулярно общаться с экспертами по теме. Поэтому включаем эзопов язык на 80 lvl. Весь рынок, догадывается, кто и как обеспечивает прикрытие сомнительных транзакций, оборот кэша. И вообще, стоит за дутыми банками, обкрадывающими бюджет на налогах. Термин «купить банк с лицензией под отзыв» — нормальный сленг. Надо только успеть прокрутить достаточный оборот, чтобы отбить потерю лицензии. А это 150-180 млн руб.
 
Но все это касалось мелочевки. Но в последние два года начали падать серьезные банки. «Мособлбанк», «Траст», «Татфондбанк», «Пересвет» и прочие. Начали гореть деньги серьезных людей с серьезными покровителями. Это вам не жалкие миллионы режиссера Табакова. И они, это покровители, скрипели зубами до поры. Но резинка порвалась. 
 
Мое личное оценочное суждение: вся эта система страхования вкладов была неверна по темпам ее внедрения. Отсекать банки, которые лишились лицензий за последние три года, надо было еще начиная с 2008 г. Но г-н Игнатьев оказался конформистом, и лишь на излете карьеры его прорвало частично. С тех пор ССВ — идеальный механизм приватизации прибылей, и национализации убытков. Выплат вкладчикам уже перевалили за 1,5 трлн руб., а активы? А активов не густо. И, что характерно, никто особо не сидит. Так, парочку банкиров посадили, чтоб общественность не смущать.
 
В результате родились вот такие «пылесосы», которые раздулись за четыре года до каких-то эпических масштабов и лопнули, как кадавр у Стругацких в «Понедельник начинается в субботу».
 
Не знаю, почему сорвало именно на «Югре». Солидные информированные дяди утверждают, что там были серьезные активы в недвижимости, профинансированные частными вкладами, но доказательств никто не показывает. А теперь, по идее, эти активы пойдут с молотка за 50-60% от затрат. Или у кого-то очень серьезного там сгорели существенные депозиты, ради которых не жалко нагнуть всю банковскую систему. Игру «Башня» знаете? Этот «кто-то» решил вытащить свой интерес (брусочек) из основания башни. И плевать, что она рискует рухнуть. 
 
Сама суть предъявленных требований до сюрреализма нелепа и до крайности непрофессиональна.
 
Если банк имеет ликвидность, как говорит прокуратура, то продажа активов покроет расчеты с вкладчиками и ущерба бюджету не  будет. А если денег не хватит для выплат вкладчикам и бюджет пострадает — значит, банк был неустойчивый. Они сами себе противоречат. Само утверждение, что деньги АСВ бюджетные — дичайший нонсенс. Это кредиты ЦБ и взносы остальных банков. Ни копейки бюджетной там нет.
 
Еще раз: городить такую нелепицу публично и страшно позориться, рискуя подорвать банковскую систему страны, мог только очень большой дядя. Или дяди...  
 
Как опять же сказал тот, на чье мнение я ссылался выше, в пересказе: «Непонятно, зачем это «Югре»? Если отменить приказы ЦБ, то вкладчики попытаются забрать все....» И банк точно рухнет.
 
Но, если включить теорию заговора: можно немедленно рассчитаться с тем или теми, кто эту грызню с ЦБ затеял. А остальным вкладчикам — по остаточному принципу. 
 
ЦБ должен дать ответ 21 июля (даст ли?). Горячие головы утверждают, что игра идет на уровне: либо уходит Набиуллина, либо Чайка. Не думаю. Могут просто отозвать по-тихому. Но если дойдет до ухода Набиуллиной, то я бы не стал медлить. Держать деньги в подконтрольных Генпрокуратуре банках очень опасно. Там тогда начнется вакханалия. Ведь тогда это станет вопросом цены. Банк подкупить было практически невозможно (вспомним убийство зампреда ЦБ Андрея Козлова). Хотя много слухов вокруг надзора ходило всегда, особенно если анализировать их действия. 
 
Останусь при своем пессимизме. Однажды перейдя красную черту, останавливаться неразумно. Иначе какой смысл? Поэтому я иллюзий не питаю. Банковская система — единственное место, где можно хорошо поживиться. Денег там в разы больше, чем уже разграбленных триллионов. В ситуации «семь бед, один ответ» кубышку взломают. 
 
Держитесь, Эльвира Сахипзадовна.
 
Колонка написана специально для DK.RU