Меню

Промышленный стартап Ocean RusEnergy и Евгений Шароварин создают ИТ-буй для военных

Материал «ДК», посвященный Алексею Елисееву и его стартапу, вызвал волну интереса в бизнес-кругах и на правительственном уровне. Он получил несколько предложений — одно из них вылилось в новый проект.

Руководитель компании по разработке и производству волновых генераторов Ocean RusEnergy Алексей Елисеев и управляющий партнер фонда RedButton Capital Евгений Шароварин объединяются для создания принципиально нового продукта. Бизнесмены планируют разработать новое устройство на базе генератора энергии из морских или океанских волн, специально приспособленное для нужд российских военных и спецслужб.

С первым в Екатеринбурге ИТ-продюсером Евгением Шаровариным г-н Елисеев познакомился недавно, через управляющего партнера RedButton Capital Сергея Вахонина. Он позвонил г-ну Елисееву после публикации материала об Ocean RusEnergy в «Деловом квартале» и предложил, в том числе, рассказать об опыте уральской компании в правительстве РФ, на совещании посвященном тому, как помочь малому бизнесу выйти на экспортную торговлю.

«Евгений Шароварин не только один из лучших в Екатеринбурге ИТ-специалистов, но еще и потрясающий яхтсмен, — рассказывает Алексей Елисеев. — Это человек, который не просто был на море, а прошел на яхте почти все океаны и моря. Поэтому он как никто оценил потенциал волновой энергии. При первом разговоре он прекрасно понимал, что мы не просто создаем стартап, а создаем целый рынок, рынок в мировом масштабе».

Сейчас у Ocean RusEnergy есть готовые малые модели волновых генераторов, которые г-н Шароварин предложил приспособить для нужд военных. Эти устройства могут быть отличным источником энергии для автономных технических средств. Г-н Елисеев ранее и сам раздумывал, как приспособить генераторы для военных и исследовательских нужд, но в Ocean RusEnergy не было необходимых знаний в электронике и ИТ. Встреча с ИТ-продюсером оказалась как нельзя кстати.

«Мы решили начать с автоматизированного робота для предупреждения и охраны, — рассказал Алексей Елисеев. — Евгений погрузился в электронную начинку и концепт программного обеспечения, а я — в историю вопроса и изучение сегодняшних технологий на вооружении России и США. И обнаружил, что еще во время Второй мировой войны нацистская Германия создала что-то похожее на то, что хотим создать мы. Их буй был огромных размеров, около трех метров над водой и пяти метров в диаметре. Они помогали немецким подводным лодкам находить конвои союзных войск и эффективно атаковать их. Но за всю историю Второй мировой войны союзные войска охотились за этими буями и ни разу не смогли найти. Из тысячи немецких буев союзникам удалось выловить только три, и это была случайность».

С тех пор технологически принцип определения кораблей и подводных лодок практически не изменился. Виной этому было отсутствие автономного источника питания: аккумуляторы делали все технологии практически одноразовыми. Сейчас в России и США используется схожая технология обнаружения подводных лодок, однако ее эффективность составляет всего около 1%.

«Алексей произвел на меня благоприятное впечатление, то, чем он занимается — тоже, — рассказал «ДК» Евгений Шароварин. — Малая альтернативная энергетика — весьма перспективное направление, и я надеюсь, что у него все получится. Есть множество случаев, когда в море нужен автономный источник тока, работающий длительное время. Алексей Елисеев готов такие источники делать. Мы пофантазировали и напридумывали с десяток коммерциализируемых применений его технологии, сейчас дело за проверкой того, что из наших фантазий близко к реальности, а что нет. Пока мы не ведем речь о создании какого-то конкретного совместного решения, все находится в стадии проектирования и обдумывания. Но я надеюсь, что-то обязательно вырастет».

Задуманный многофункциональный роботизированный продукт должен стать симбиозом имеющегося волнового генератора и разработок в сфере ИТ. С виду это предмет диаметром 40 см, который помещается в воду и возвышается над ней на 30 см. Комплекс охраны морских территорий и объектов может быть «в плаванье» автономно в течение пяти лет. Источник питания позволяет разметить на нем бортовое оборудование мощностью от 160 до 640 ватт. Буй будет оснащен гидрофоном, датчиком движения и другим оборудованием, которое позволит обнаруживать подводные и надводные объекты в радиусе от 3 до 5 морских миль и передавать информацию о них по наземным и спутниковым каналам связи. Встроенная навигационная система сообщит об изменении координат буя в случае его дрейфа или похищения.

Потребителями нового продукта могут стать военные, пограничники, а также службы безопасности Газпрома, Роснефти, Лукойла. Устройство будет способно находить подводные лодки противника, вычислять нарушителей государственной границы и браконьеров. Еще одной модификацией станет робот для Гидрометцентра, министерства природных ресурсов, рыболовецких компаний и МЧС, который сможет предсказывать и анализировать землетрясения в океане.

«Как только мы закончим создание опытной партии и окончательно согласуем со спецслужбами инновационный буй, мы приступим к созданию автономного роботизированного буя для синоптиков, — говорит Алексей Елисеев. — Также в наших планах — буй для оценки и поиска рыбных ресурсов в заданном районе, которого пока не создано».

Ocean RusEnergy уже получила лестные отзывы о своем новом продукте из-за рубежа, однако в первую очередь бизнесмены хотят предложить свое детище российским спецслужбам. Пока не принято решение о том, под каким брендом будет существовать продукт. Скорее всего, это будет новая ИТ-компания, которую создадут Ocean RusEnergy и RedButton Capital. По предварительным прогнозам, уже летом 2014 г. опытный образец ИТ-буя будет представлен публике.

Справка «ДК»:

Ocean RusEnergy создана первоуральским бизнесменом Алексеем Елисеевым. Компания занимается разработкой генераторов электроэнергии, которые извлекают ее из морских и океанских волн. Сотрудники компании сконструировали и запатентовали целый модельный ряд волновых генераторов, которые реализуются через дилерские центры (сейчас такие действуют в Турции, ЮАР и Китае). Подробнее об инновационном промышленном стартапе — в материале «ДК».