В 90-е Челябинск был в более выгодных экономических условиях, чем Екатеринбург, но не смог этим воспользоваться. «Потому что бизнес не разговаривал с властью», — уверен Константин Пудов.
«Деловой квартал — Челябинск» опубликовал интервью с челябинским девелопером Василием Курбацких. Бизнесмен, рассказывая историю своего успеха, задается вопросом, отчего Челябинск сегодня — депрессивный город.
Сегодня многие задаются вопросом, как вышло, что за прошедшие двадцать лет Екатеринбург так сильно вырвался вперед. Ведь с точки зрения стартовых позиций Челябинск был даже в более выигрышном положении. Генплан, например, проектировала команда лучших ленинградских архитекторов, в результате чего у нас много широких улиц и проспектов. А озера, реки, горы — то, что было нам дано природой? Думаю, все дело в том, что в Екатеринбурге нашлась группа инициативных и неравнодушных людей, которые выступили за создание открытого диалога между чиновниками, бизнесом и жителями города. Они собирались и обсуждали: что делать с городом, по какому пути идти? И постепенно добрались до слова «стратегия», — рассуждает Василий Курбацких.
Константин Пудов, помощник члена Совета Федерации от Свердловской области Аркадия Чернецкого, соглашается с тем, что стратегия стала отправной точкой для развития Екатеринбурга. Как власти и бизнесу удалось договориться в 90-е, Константин рассказал DK.RU.
Таких сессий и круглых столов были десятки в рамках процесса стратегического планирования 2000-2003 годов. Это был общегородской мозговой штурм с привлечением зарубежных и лучших отечественных экспертов, Академии Наук и вузов, профессиональных сообществ. Действительно, важно было сформулировать миссию города. Если упрощенно: «город/инфраструктура/сервис/производство и др. — для людей», а не наоборот.
Именно поэтому и начался перенос вредных производств, становление новых «чистых» отраслей экономики, создание комфортной среды, заявки на международные события. Нужно было во всех сферах жизни задать векторы развития по мировым стандартам. И главное: Стратегический план стал документом не администрации, а всего Екатеринбурга.
Челябинск был исходно в значительно более выгодных, чем наш город, условиях по структуре промышленности. В середине 90-х легла наша оборонка, тяжелое свердловское машиностроение, а металлургия и трубники Челябинска и региона получали сверхприбыль. Был шанс распорядиться ею стратегически патриотично, но челябинская олигархия тогда не созрела до этого, а власть не запустила процесс совместной — с бизнесом и всем обществом — выработки стратегии развития.
Саммит ШОС [который планировали провести в Челябинске в 2020 году] мог бы стать днем второго рождения Челябинска. Не станет. Это фактически первый случай провала подготовки международного ивента в регионах страны и переноса в другой город. Очень обидно.
Не буду много вспоминать, но в 2008-2009 годах у губернатора [Эдуарда] Росселя и мэра Екатеринбурга [Аркадия ] Чернецкого на контроле было более 200 объектов в программе подготовки к ШОС и БРИКС. Бизнес получал оргподдержку в строительстве знаковых объектов (например, аэропорт «Кольцово»). Всё подготовили в срок. Саммиты провели с блеском. Все объекты стали реальным наследием и работают на благо горожан. Жаль, что челябинские ФПГ не собрались за одним круглым столом и не договорились во что бы то ни стало «вытащить» подготовку к ШОС. Как бы ни относились они тогда к действовавшему губернатору...
Я правда желаю Челябинску проснуться! Поверить в себя, поставить стратегические задачи, найти новые ниши. Улучшить ЭКОЛОГИЮ. Екатеринбургу нужен СИЛЬНЫЙ, КРАСИВЫЙ, КОМФОРТНЫЙ, ПРОГРЕССИВНЫЙ сосед! Чтоб в конкуренции развивались оба мегаполиса.