Предприниматели в основном положительно отнеслись к тренингам, при том что подходят к обучению очень прагматично. При этом конкуренция между бизнес-школами растет.
Большинство руководителей, опрошенных сайтом HR-mnenie.com в октябре 2015 г. на тему оценки среднего качества и уровня бизнес-образования в Екатеринбурге, остались им в целом довольны. Основной тезис: можно было бы и лучше, но у нас достаточно развитый рынок и, по крайней мере, есть из чего выбрать. Более 64% опрошенных положительно оценили результаты своего обучения в 2014-2015 годах, еще 27% — отметили, что имели как положительный, так и отрицательный опыт. Остальные воздержались от общей оценки или дали полностью отрицательную. В опросе приняли участие более 400 руководителей из компаний малого и среднего бизнеса в столице Урала.
Опасения некоторых предпринимателей на тему «затренингованности» местной аудитории большинству опрошенных кажутся чрезмерными.
«Откровенных адептов «постоянного обучения» или, напротив, ярых противников тренингов и семинаров — подавляющее меньшинство, — отмечает Алексей Иванцов, директор по развитию торговой компании TART. — Хотя есть уже сформировавшиеся приверженцы тех или иных преподавателей или школ, основная доля руководителей относятся к обучению очень прагматично. Они периодически учатся сами или отправляют на обучение своих сотрудников, но очень привередливы к выбору тем, исполнителей и условий работы».
Вопрос «ходить на тренинги или заниматься делом» совершенно не стоит перед опрошенными. Хотя некоторые участники отметили, что обучение иногда превращается в фетиш.
«Тренинги — это немножко религия, а религия помогает в трудное время и пристращает к себе, — говорит Ольга Колмогорова, коммерческий директор компании «Хронос». — Но выступать в роли допинга для тех, кто не умеет заниматься самообучением — это нормальная «старая» роль любого внешнего обучения и любого преподавателя. Нет в этом никакой особой угрозы эффективности бизнеса в нынешний кризис».
При этом в современной ситуации на рынке в 2015 г. развернулась серьезная конкурентная борьба между бизнес-школами и их же собственными тренерами. Руководители отделов персонала многих компаний обращаются к преподавателям напрямую, срезая все «косты». В результате складывается ситуация, когда бизнес-школы теперь можно «прогибать» по цене, скидки 20 — 30% — нормальное явление, но гонорары ведущих преподавателей растут (минимум, 10 — 12% за минувший год).
Популярность услуг преподавателей-фрилансеров за последний год серьезно возросла. Если весной 2014 г. только в каждой шестой фирме (17%) отмечали, что готовы работать с частниками, то летом 2015 г., по данным опросов HR-менеджеров компаний Екатеринбурга и Челябинска, речь шла уже примерно о 40% респондентов.
Автор: Андрей Попов.