Современные мамы и папы забывают, что ребенка нужно не только баловать и учить языкам. В семье он должен научиться справляться с проблемами и ударами судьбы. Но как это сделать при таком уровне опеки?
В последние годы родительство серьезно изменилось. От мам и пап с программами слежения за ребенком до напористых родителей, запрещающих другим даже приближаться к своему чаду — у всех есть общая черта. Они чрезмерно озабочены воспитанием детей.
Родители буквально управляют жизнью детей, не давая шанса на самостоятельность, активно требуют академических и личных успехов, не оставляя ребенку возможности испытать неудачу и разочарование. Преподаватель психологии Винчестерского университета Анна Азнар объясняет, почему такое «чрезмерное родительство» опасно для всех.
Это родители, которые привозят ребенку в школу забытую форму на урок физкультуры, делают с ним вместе домашнюю работу, бесконечно интересуются в родительском чате обо всех школьных делах. Они будут противостоять учителям, если ребенок сочтет, что с ним несправедливо обращались, будут противостоять другим родителям, если, например, их ребенка не пригласят на вечеринку.
Эти мамы и папы всегда знают, какой кружок нужен их детям, не разрешают подросткам даже небольшие путешествия, сопровождают их на экзамены в старших классах. Они считают себя лучшими друзьями ребенка, а не его родителями.
Нет никаких сомнений, что такое поведение говорит о любви к детям. Проблема в том, что, не позволяя ребенку забыть о домашнем задании или заблудиться в городе, они не оставляют шанса на провал. И это мешает развитию ребенка.
Сила неудачи
Справляясь с неудачами, дети развивают стрессоустойчивость. Они учатся справляться с разочарованием и правильно регулировать эмоции. Важно, чтобы дети развивали эти навыки в детстве, это необходимо для дальнейшей успешной жизни.
Большая часть исследований «чрезмерного родительства» сосредоточена на изучении поведения студентов. Но связь между чрезмерно вовлеченными в жизнь ребенка родителями и негативными последствиями обнаруживается при изучении детей всех возрастов. Действительно, дети дошкольного и младшего школьного возраста «суперродителей», как правило, очень стеснительны, беспокойны и плохо находят общий язык со сверстниками.
В подростковом и студенческом возрасте эти негативные последствия никуда не исчезают. Например, студенты в возрасте от 16 до 28 лет, которые сообщили, что у них супервнимательные родители, чаще имели низкий уровень самоэффективности — доверия к собственным способностям и навыкам — и плохие отношения со сверстниками.
Еще одно похожее исследование показало, что молодые люди, родители которых чрезмерно участвовали в их жизни, испытывали более высокий уровень депрессии и стресса, были меньше удовлетворены жизнью и хуже контролировали эмоции. Также они чаще сообщали об опыте приема наркотических веществ.
Родители тоже страдают
«Чрезмерное родительство» плохо влияет не только на детей. Мамы и папы, которые не могут дать ребенку жить своей жизнью, зачастую страдают от высокого уровня тревоги, стресса и часто мучаются сожалениями по самым разным поводам. Такое настроение родителей легко улавливают дети, также становясь излишне тревожными.
Это может быть одной из причин того, что сегодня так много студентов постоянно страдает от тревоги и депрессии. Недавний опрос показал, что каждый пятый студент университета в Великобритании страдает от высокого уровня тревожности.
Значит ли это, что родители не должны участвовать в жизни ребенка? Нет. Исследования ясно показали, что дети, чьей жизнью интересуются родители, лучше учатся в школе, имеют более высокую самооценку, легче находят общий язык со сверстниками, чем дети, жизнью которых родители не увлечены.
В семьях, где между родителями и ребенком теплые отношения, где на подрастающее поколения возлагают надежды, дети добиваются большего, нежели в семьях с небольшими требованиями и прохладными отношениями. Трудность в том, чтобы понять, сколько любви и сколько требовательности нужно ребенку. Оптимальный уровень вовлеченности родителей — вот что так сложно определить.
Родители всегда хотят максимально защитить ребенка, но нужно следить, чтобы этот уровень защиты не стал чрезмерным. В следующий раз, когда ребенок позвонит из школы и попросит привезти ему забытую для занятий форму, дважды подумайте, прежде чем это сделать.
Жизнь неизбежно приносит проблемы и разочарования. Куда разумнее научить ребенка, как справляться с проблемами, чем решать их за него. Так родители помогут детям развить устойчивость и способность справляться с разочарованиями — ведь это то, что будет необходимо всю дальнейшую жизнь.