До судов доходит только 15% дел, возбужденных по экономическим статьям. Но любое расследование, даже если оно не завершается приговором, тормозит работу бизнеса и часто уничтожает компанию.
В прошлом году в России было возбуждено более 240 тыс. уголовных дел в отношении предпринимателей — на 20% больше, чем в 2016-м. В общероссийскую тенденцию вписываются уральские реалии. Каждая десятая жалоба, которую получает уполномоченный по защите прав предпринимателей Свердловской области, связана с незаконным уголовным преследованием бизнеса со стороны правоохранительных органов, пишет «Российская газета». Часто причиной уголовного преследования становится конкурентная борьба: один участник рынка руками силовиков пытается сместить конкурента.
Необоснованность претензий к бизнесу доказывает то, что до судов доходит не более 15% дел, возбужденных по уголовным статьям. Однако даже если расследование не завершается реальным приговором, оно серьезно затрудняет жизнь предпринимателям.
После возбуждения дела на предприятии проведены обыски, изъяты документы и компьютерная техника со всей информацией, возможно, арестованы счета, личное имущество и имущество компании. Значит, на время проведения расследования, а оно порой длится годами, компания лишается возможности работать. И даже если в итоге никто не осужден, бизнес-единица практически уничтожена, — рассказала изданию свердловский бизнес-омбудсмен Елена Артюх.
Решить эту проблему пытаются на уровне федерального бизнес-омбудсмена. Сейчас обсуждается два пакета поправок в законодательство, один из которых связан с переводом ряда статей из Уголовного кодекса в Административный, а второй — с реформированием процедур расследования дел в экономической сфере.
Отметим, серьезную проблему бизнесу создают не только расследования по уголовным делам, но и многочисленные внеплановые проверки контролирующих органов. По данным Генпрокуратуры, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей контролирующими органами в 2016 году было проведено 1,706 млн проверок, из них 1,276 млн — внеплановые. Таким образом, они составили 74,7% — две трети — от общего числа проверок бизнеса.
Эту проблему, как считает управляющий партнер адвокатского бюро «Пучков и партнеры» Денис Пучков, можно решить, изменив подход к тем, кто шлет жалобы на бизнес:
Бороться с внеплановыми проверками куда сложнее. Что такое внеплановая проверка? Гражданин пишет жалобу, и получившее ее ведомство обязано проверить предпринимателя. Закрыть на нее глаза они не имеют права: она может иметь под собой основание. Но в то же время жалобщик может написать свое обращение от скуки или просто оказаться сумасшедшим. Бороться в данном случае нужно не за регламентацию проверок, а за проверку подобных обращений. На самом деле, ни одно ведомство не ставит перед собой задачу «задушить бизнес». В конце концов, для них каждая внеплановая проверка — тоже огромное количество лишней работы, — рассказал он DK.RU.