Фондовый рынок как экономическое явление появился в нашей стране в начале 1990-х гг. и долгое время для большинства россиян оставался чистой воды экзотикой из книжек: уровень знаний о ценных бумаг
Фондовый рынок как экономическое явление появился в нашей стране в начале 1990-х гг. и долгое время для большинства россиян оставался чистой воды экзотикой из книжек: уровень знаний о ценных бумагах и фондовых инструментах был близок к нулю, а о том, что с ними можно проводить сделки в Интернете, вообще никто не думал. «Брокерские компании боролись только за серьезных клиентов, не обращая практически никакого внимания на мелких инвесторов. Тогда именно они обеспечивали основной заработок брокерам, в том числе и нам»,— вспоминает Ирина Фадеева.
В те годы брокеры использовали в работе традиционный голосовой брокеридж— клиент звонил своему брокеру по телефону и отдавал распоряжение о сделке. Но в конце 1990-х гг., когда на зарубежных площадках начала набирать обороты электронная торговля, продвинутым игрокам в России также захотелось опробовать сервис. Поэтому в 1999 г. Московская международная валютная биржа (ММВБ) приобрела специальный софт и запустила систему электронных торгов.
Но федеральные (читай — московские) брокерские компании идея обеспечить удаленный доступ множеству мелких инвесторов не привлекала. Причиной г-жа Фадеева называет сравнительно низкую доходность розничного направления: «Интернет-трейдинг— это все-таки ритейловая услуга с небольшими комиссиями. Неудивительно, что большинство брокеров предпочли концентрироваться на обслуживании крупных клиентов».
Одной из немногих перспективность нового направления почувствовала новосибирская БКС. Она начала работать над созданием ИT-системы для доступа частных инвесторов на рынок. «В тот момент ММВБ необходимо было наработать систему электронной подачи заявок— требовались брокерские компании, которые бы поставляли клиентов в систему»,— говорит Ирина Фадеева. БКС как раз стала одним из таких брокеров. По словам г-жи Фадеевой, тогда на ММВБ как раз появилась фондовая секция (первоначально биржа специализировалась на торговле валютой и ГКО), а интернет-доступ был единственной преду- смотренной возможностью управления взамен традиционного голосового доступа.
В Новосибирске у БКС был хороший партнер— софтверная компания Quik, которая до этого обеспечивала доступ к Сибирской межбанковской валютной бирже. Ирина Фадеева вспоминает что, именно для БКС Quik создала ИТ-систему удаленного доступа на биржу, причем очень качественно, с запасом развития на будущее: к плюсам системы можно отнести модульность, наличие веб-версии, версии для карманных компьютеров и смартфонов. Сегодня этой программой пользуются большинство инвесторов, говорит г-жа Фадеева. Во многом благодаря Quik у БКС через год было уже около тысячи активных клиентов.
Вначале преимущества удаленного интернет-доступа оценили состоятельные инвесторы, в том числе юридические лица (УК, фонды, банки, брокерские компании), а затем уже и физлица с небольшими денежными средствами. Ирина Фадеева считает, что компания могла в то время привлечь еще больше клиентов-физлиц, если бы не низкий уровень проникновения компьютерных и сетевых технологий.
«Одним из важных факторов в привлечении клиентов к интернет-трейдингу стало введение единого брокерского счета»,— рассказывает она. Для работы на фондовом рынке игроку достаточно всего один раз положить средства на свой счет, а потом на эти деньги можно покупать ценные бумаги на ММВБ или РТС, объясняет суть нововведения глава новосибирского офиса. Несколько лет назад для совершения сделок клиенту нужно было самостоятельно переводить средства с одного счета на другой, что занимало не менее дня. «В то время мы вообще были единственной компанией, кто предоставлял подобную услугу»,— подчеркивает г-жа Фадеева. Позже БКС расширила возможности клиентов: теперь они могут в любое время знакомиться с состоянием счета, просматривать документы бэк-офиса.
Идти в люди
Разработав предложение для розничного клиента, компания решила растиражировать его. «В начале 2000-х гг. интернет-трейдингом заинтересовались небольшие компании в регионах, и мы стали интенсивно развивать филиальную сеть»,— вспоминает Ирина Фадеева.
До сих пор БКС позиционирует себя именно как региональная компания. «Несмотря на существование офиса в столице, функции главного офиса равномерно распределены между Москвой и Новосибирском»,— говорит г-жа Фадеева. Она не раскрывает объем инвестиций на тиражирование услуги интернет- трейдинга во всех филиалах, лишь подчеркивает, что проект полностью оправдал себя. По ее словам, каждому из регионов присуща своя инвестиционная философия. Понимание местного менталитета очень помогает в привлечении клиентов. «Специ- фика брокерского бизнеса с частным клиентом на отечественном фондовом рынке состоит в том, что компании приходится готовить своего клиента с нуля, объясняя с азов суть фондового рынка и рассказывая, как можно на нем заработать»,— рассказывает Ирина Фадеева. Подготовка такого рода состоит не только в разъяснении сути операций с ценными бумагами как таковыми, но и в оценке текущего положения эмитентов и прогнозировании движения их бумаг на рынке.
По словам г-жи Фадеевой, консультанты БКС порой отговаривали клиентов от подачи заявок на участие в широко разрекламированных «народных IPO». «В двух из трех случаев осторожность нас не подвела— котировки, по которым бумаги предлагались инвесторам, были сильно завышены»,— говорит она.
Размер имеет значение
Российский фондовый рынок активно прирастал новыми участниками все последние десять лет. Эта динамика не замедлилась даже с началом финансового кризиса осенью 2008 г. В период волатильности пассивные инвестиции в акции не приносят ощутимых доходов
«Во время самого драматического падения котировок на рынке ценных бумаг мы наблюдали всплеск интереса к биржевым торгам»,— вспоминает Ирина Фадеева. По ее словам, динамика открытия новых счетов в последний год в разы превышает докризисные показатели: «Клиентов у нас меньше не стало, скорее, наоборот— клиентская база растет, и значительно». По наблюдениям г-жи Фадеевой, новые клиенты в интернет-трейдинг приходят с рынка коллективных инвестиций, который чувствует себя сейчас не лучшим образом: «Люди забирают деньги из управляющих компаний и пытаются их вложить в другие инструменты».
БКС зарабатывает на комиссии
94,8% |
дохода БКС составляет комиссия с оборота клиентов |
12% |
доля БКС в объеме торгов на ММВБ и РТС |
-72% |
падение капитализации рынка акций российских эмитентов в 2008 г. |
Источник: БКС. «ФИНАМ» опережает БКС
Объем клиентских операций ведущих операторов фондового рынка России в сентябре 2009 г.
Источник: ММВБ. У кого больше клиентов
Количество зарегистрированных клиентов у ведущих операторов фондового рынка в сентябре 2009 г.
Источник: ММВБ.