Меню

Прохоров - ДК: Трудовой миграции бояться не надо

Михаил Прохоров не видит ничего опасного в трудовых мигрантах: в любых странах непрестижные рабочие места заполняются имигрантами, и это - нормально. Главное - законодательство должно быть гибким

и, разумеется, отдавать приоритет своим гражданам. «У нас сейчас мобильность населения в семь раз меньше, чем, например, в Америке, в том числе из-за того, что дешевого съемного жилья нет. Если люди будут готовы с легкостью менять место работы, в России резко уменьшится стоимость квартир, потому что вырастет рынок найма»,— отмечает г-н Прохоров.
 
Самый мобильный ресурс— трудовые мигранты. Но по отношению к ним Трудовой кодекс не работает.
 
— Мне кажется, трудовой миграции бояться не надо, ее просто нужно нормально структурировать. Есть очень узкий круг отраслей, работать в которых россияне точно не стремятся. Есть рабочие места, на которые нужна неквалифицированная рабочая сила. В любых странах эти места обычно заполняются иммигрантами, и это нормально.
 
Я помимо мигрантов упомянул бы о другом процессе— из России каждый год уезжает миллион человек! Причем уезжает так называемый up- и middle-класс, т. е. успешные люди. И эта проблема меня гораздо больше беспокоит. Я даже вывел для себя экономическую формулу: переехать за границу стало дешевле, чем бороться здесь. Вот это— ужасная история, ведь уезжают те, кто добился успеха, но они не хотят работать в своей стране.
 
Вы не раз заявляли, что России не хватает людей со средним специальным профессиональным образованием. Занимаетесь ли решением этой проблемы?
 
— На российском рынке труда складывается следующая ситуация: у 70% выпускников— высшее образование, у 30%— среднеспециальное. А рынку требуется обратная пропорция: 20%— с высшим образованием, 80%— со среднеспециальным. Нехитрый подсчет показывает: больше половины выпускников вузов никогда не будут работать по специальности. Вот такая катастрофическая ситуация.
 
Мы провели анализ рынка труда и подготовили концепцию развития до 2020 г. Отправили ее в разные инстанции, чтобы, по крайней мере, государство вместе с бизнесом сделало долгосрочный заказ и публично объявило: «Товарищи, хотите быть экономистами и юристами— замечательно. Но это— для души. А востребованные профессии— вот такие». Без серьезного обдуманного заказа государства двигаться вперед очень сложно, так как нам надо преодолевать стереотип, что успешный человек только тот, кто имеет высшее образование. Сейчас фрезеровщики и слесари шестого разряда зарабатывают несколько тысяч долларов. Но их просто нет, за ними стоят очереди.
 
Что для этого нужно изменить в системе среднеспециального образования?
 
— Гигантская проблема в том, что нужно менять вообще подход к ПТУ. С советских времен кто туда шел? Неудачники. Они получали там не только рабочую профессию, но и среднее образование. Надо разделить место воспитания трудных подростков с получением квалифицированной профессии. Выбирать рабочую профессию лучше во взрослом возрасте, после армии. В 20 лет человек может осознанно определиться с жизненным путем. Причем при современной системе обучения достаточно учиться всего полгода-год, чтобы овладеть базовыми навыками рабочих специальностей. Такая схема покроет 80% квалифицированных рабочих профессий.