По сравнению с оценками развитых стран наши оценки состояния мировой экономики достаточно тревожны, заявил Станислав Воскресенский, заместитель министра экономического развития РФ.
По прогнозу Всемирного банка на ближайшие три года ее рост составит 4,3-4,5%. Наши оценки не превышают 4%, и то, если удастся мягко, без шока, пережить нестабильность в Европе, если будет благоприятно развиваться ситуация на рынке жилья США. Тогда рост экономики в развитых странах все равно не превысит 2%, но более позитивная динамика будет характерна для развивающихся рынков.
Хорошая новость: макроэкономически Россия готова к различного рода потрясениям лучше, чем в 2008 г. Мы прогнозируем экономический рост в районе 4%. К тому же в этом году в РФ будет самая низкая инфляция за 20 лет. Она не превысит 7%. У нас более устойчивый корпоративный сектор. За последние три года чистый долг 10 крупнейших российских компаний в долларовом выражении снизился на 19%, а уровень заимствований — на 40%. Выросло доверие граждан к банковской системе: за три года вклады в банках увеличились почти на 80% и составляет свыше 10 трлн руб. Важное решение, которое, возможно, пока не все почувствовали, - окончательно сформирован Таможенный союз, сняты границы между Россией, Казахстаном, Белорусью, что означает рост рынка товаров на 20% как для российских, так и для иностранных инвесторов в нашей стране.
Но правительство не питает иллюзий. Конечно, мы готовимся и к худшему, проводим стресс-тесты на случай, если цена на нефть будет $80 за баррель, а также $60 и ниже. В первом случае рост ВВП сохранится на уровне 2-2,5% в год, во втором — ВВП в первый год может сократиться на 1,4-2%. Но, в отличие от многих других стран, где бюджетный дефицит выше, у нас сохраняется возможность фискального маневра и запуска, в случае кризиса, налоговых стимулирующих программ. При этом мы сможем сохранить приемлемый для развитых стран уровень дефицита, не превышающий 5% ВВП. Но это лишь результаты стресс-тестов. Не стоит принимать их за прогнозы.
Отдельно я бы хотел остановиться на работе по улучшению инвестклимата. Во-первых, создан Российский фонд прямых инвестиций. Его капитал составил $2 млрд, в ближайшие годы он будет доведен до $10 млрд. Этот фонд будет софинансировать вместе с прямым иностранным инвестором (частные фонды прямых инвестиций и суверенные фонды иностранных государств) создание реальных и модернизацию действующих производств. Фонд создан для таких компаний, которые еще не инвестировали в России. Уже подписано соглашение с China Investment Corporation (Китай, крупнейшая государственная инвесткомпания мира – Ред.) о создании совместного фонда для вложений в российскую экономику. Мы не торопим своих коллег – качество важнее скорости. Первые проекты появятся в лучшем случае до конца года, но вероятнее - к концу первого квартала 2012 г. Важно, что команда фонда – не чиновники. Его возглавляет Кирилл Дмитриев (президент и основатель фонда прямых инвестиций Icon Private Equity – Ред.), хорошо известный на инвестиционно-банковском рынке. В экспертный совет вошли представители крупнейших в мире фондов, располагающих сотнями миллиардов долларов. Надеемся, что эти деньги удастся привлечь для новых производств, роста технологического качества существующих и производительности труда в России в целом.
Большое внимание в этом году уделяется ситуации в регионах. Она очень разная. Например, Калуге удалось добиться больших успехов по привлечению инвесторов. Есть регионы, где ситуация хуже. В прошлом году мы запустили для иностранных инвесторов офис омбудсменов, который возглавил первый вице-премьер Игорь Шувалов — он ответствен за решение конкретных бюрократических проблем, появляющихся перед крупными иностранными инвесторами. Оказалось, что 2/3 проблем, а к нам поступило 78 обращений, касаются регионального, а не федерального уровня. Поэтому мы решили сконцентрировать внимание именно на регионах.
«Деловая Россия» совместно с АСИ и правительством разработала типовую программу для регионов. Ее главная задача – сделать так, чтобы инвесторам было комфортнее. Это не денежные решения, а управленческие, которые должен принимать губернатор региона или ответственный за эти вопросы представитель власти. Экс-глава Минфина Алексей Кудрин предложил другую идею, за что ему большое спасибо: специальный грантовый фонд для регионов, которые по итогам года добьются наилучших успехов по расширению налоговой базы и привлечению инвестиций. Пока капитал фонда составляет 10 млрд руб. Это своего рода пряник для регионов.
Но мы должны понимать, что все эти институты – временные. Наверно, если бы у нас все классические институты демократического общества работали, нам бы не понадобились никакие комиссары и омбудсмены. Но пока они нужны.
Станислав Воскресенский
Колонка написана по материалам выступления на конференции Альфа-Банка «Российский банковский сектор: возможности и угрозы в новой реальности»