Меню

«Пугает ситуация неопределенности. Если туристов не будет, что делать отелям?»

Иллюстрация: личный архив Сергея Дерендяева

На фоне коронавируса зарубежные туристы отменяют поездки в Екатеринбург, отели рискуют недосчитаться гостей и прибыли. Самый худший сценарий развития событий для уральского бизнеса — итальянский.

Коронавирус и нефтяные войны стали главными темами для инвесторов и экономистов во всем мире. Пока эксперты строят прогнозы, реальному бизнесу приходится на ходу пересматривать стратегии  развития. Малый и средний бизнес Урала старается смотреть на происходящее  без лишней паники. Генеральный директор компании «Урал-Эстэйт» Михаил Дэви в колонке на DK.RU призывал не впадать в депрессию, поскольку «экономика России и так в болоте, поэтому падение с обрыва ей не грозит». 

Основатель и генеральный директор компании «Инсис» Артем Черанев рассказывал, что после «черного понедельника» вместе с командой оперативно разработал антикризисный план исходя из пессимистического сценария и уже с 10 марта начал внедрять его в жизнь

В очередной колонке на DK.RU отельер Сергей Дерендяев рассказывает, какое из двух зол: коронавирус или обвал рубля, оказались хуже для туристического бизнеса, и как участники рынка реагируют на происходящее. 

Сергей Дерендяев, управляющий отелей «Эмеральд» и «Парус»:

— В последние дни мы все привыкли смотреть за новостями про коронавирус и курс валют. Я гораздо внимательнее отслеживаю новости про эпидемию, поскольку коронавирус оказывает непосредственное влияние на бизнес, которым я руковожу. 

И хотя в последние дни все обсуждают обвал рубля, на данный момент угроз от эпидемии для гостиничного бизнеса куда больше, чем от скачков валют. У нас уже были отмены международных мероприятий, например, соревнований по дзюдо. В итоге Екатеринбург потерял примерно 1 тыс. гостей в сутки, а они должны были проживать 5-6 суток.

Нашего отеля это событие не коснулось, тем не менее, я вижу, как отели, где были забронированы номера для участников соревнований, спешно пытаются залатать дыры после того как брони слетели. Они выкидывают на рынок предложения с большим дисконтом. Конечно, ничего позитивного в этом нет. Мы уже ощутили негативное влияние коронавируса. 

Если говорить про наши отели, то у нас уже отменился приезд нескольких групп из-за рубежа. Эти люди должны были приехать в высокий туристический сезон, который вот-вот начнется в Екатеринбурге. Коллеги — туроператоры, которые организовывают для иностранцев туры в Россию, говорят, что обстановка очень нервозная.

Несмотря на то что в Екатеринбурге на данный момент эпидемиологическая ситуация спокойная, иностранный гость пуглив, он просто не приедет. К тому же большинство зарубежных туристов путешествует в России по Транссибу, который заканчивается на Дальнем Востоке, где с точки зрения эпидемиологии неспокойно. 

Я предполагаю, что в этом году мы многих иностранных гостей не увидим. У нас была хорошая ежегодная динамика по привлечению иностранных туристов, в этом году нам помогали и международные мероприятия, но случилось то, что случилось.   

Самое плохое во всей этой ситуации — неопределенность. Эксперты говорят разное: кто-то прогнозирует, что коронавирус отступит ко второму кварталу, кто-то говорит, что к четвертому. Но обывателям, туристам эти прогнозы не важны. Они видят, что страны по очереди уходят на карантин, закрывают границы и в результате сами отменяют поездки. Ничего не может быть хуже для бизнеса, чем ситуация неопределенности. 

Коронавирус оказался реальной угрозой для всех работников туристической отрасли. А еще есть гипотетические угрозы, которые могут обострить положение. Например, существует вариант, что будут отменены всевозможные конференции, семинары и прочие деловые мероприятия, которые проходят в  Екатеринбурге. Если это произойдет, мы потеряем большое количество гостей города. 

Наихудший вариант развития событий — итальянский, если передвижения внутри страны будут запрещены. Даже не знаю, что в таком случае делать отельерам. У нас уже начали отменяться брони российских туристических групп, коллеги рассказывают, что командировочные граждане РФ отменяют поездки. Что делать в случае, если отели останутся без гостей? Только закрываться, консервироваться, другого выхода нет. Кто будет жить в отелях, если все будут сидеть дома? Бизнес встанет. Про то, что могут отменить ИННОПРОМ, предпочитаю даже не говорить.

Что касается падения рубля: да, это плохо, но пока что это не кризис, не 2008 год. В то же время обвал рубля говорит нам о том, что вырастет внутренний туризм, люди поедут отдыхать в Сочи, в Крым. Там отельеры потирают руки и уже не сомневаются в том, что сезон будет успешным. Если внутренний туризм будет расти, в Екатеринбурге тоже будет больше гостей. 

Я помню, как в 2014 г., когда пошли скачки валют, некоторые отели начали ценовые войны: в то время можно было снять довольно хороший номер в четырехзвездочном отеле за 1-1,5 тыс. руб. 

Я не любитель таких игр, потому что победителей здесь не бывает, все остаются побежденными: кто-то ничего не получает, а кто-то зарабатывает копейку. К слову, у меня и нет возможности участвовать в ценовых войнах: если мы начнем продавать номера по 1 тыс. руб., то очень быстро разоримся. В политике снижения цен нет ничего хорошего, это только усугубляет ситуацию для всех игроков рынка, причем не только в туристическом бизнесе. 

Но мы не унываем, все-таки не один кризис пережили, уже закаленные. Сегодня все предприниматели продумывают план Б, ищут, как сократить издержки, мы тоже идем по этому пути, смотрим, где можно снижать затраты. Конечно, мы ни в коем случае не можем и не будем экономить на сервисе. 

Но буквально на днях была встреча с одним из поставщиков услуг, мы просили снизить цены на 10%, он согласился. Подозреваю, что в скором времени вырастут в цене продукты, потому что здесь мы очень сильно зависим от курса валюты. Я не знаю продукта, в котором не было бы импортной составляющей. 

План Б касается не только сокращения издержек, но и поиска новых возможностей и рынков, новых гостей. Сложные времена заставили нас посмотреть на тех, кто раньше не был нашим гостем, а мог бы быть. Причем мы не работали с этими людьми не потому, что не хотели, просто было не до них.

Не буду раскрывать всех секретов, но скажу, что сейчас продумываем специальные программы и предложения для новой категории наших клиентов. В любом случае надо работать, никому наш бизнес, кроме нас самих, не нужен, помощи ждать не приходится. Только так и выкарабкаемся.