Владимир Буев вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства В апреле, отчитываясь перед Государственной думой, председатель правительства заявил: «Хочу
Владимир Буев вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства
В апреле, отчитываясь перед Государственной думой, председатель правительства заявил: «Хочу привести очень показательную цифру. Кризис не привел к спаду предпринимательской активности в нашей стране. Наоборот— число субъектов малого и среднего предпринимательства за прошлый год выросло на 143 тыс. (это 2,8%)».
Я не знаю, кто готовил второму лицу государства тезисы доклада с такими цифрами и кто вложил в его уста мысль о росте предпринимательской активности, несмотря на кризис. Действительно, по официальным данным Росстата, прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства составил в 2009 г. по сравнению с предыдущим 9,3% (с 5 126,9 до 5 605,8 тыс. единиц). Однако я считаю, состояние малого и среднего предпринимательства не столь радужно, как представляется на первый взгляд. Потому что предпринимательскую активность характеризует не масштабирование пустых «юридических оболочек»— свидетельств о регистрации и учредительных документов. Об истинном положении дел говорят показатели, отражающие фактическую экономическую деятельность: занятость в секторе, выручка, объем инвестиций в собственное дело.
Если российская экономика в целом уже демонстрирует признаки оживления и начала медленно выходить из кризиса, то сектор СМБ, особенно малое предпринимательство, в 2009 г. продолжал оставаться в глубокой депрессии, а говоря откровенно, находится на стадии спада. При том что число малых и микропредприятий в прошлом году выросло, количество занятых на них составило 98,9% от уровня предыдущего года, объем оборота— 90,3%. А объем инвестиций (один из самых ярких показателей предпринимательской активности и уверенности бизнеса в будущем)— всего 73,3%. Особенно «круто» снижение инвестиционной активности произошло именно в микросекторе: объем вложений в основной капитал рухнул почти на 40%.
Треть прироста сектора произошла за счет государственных вливаний на «открытие собственного дела», по линии Минздравсоцразвития и Минэкономразвития, но какова эффективность деятельности таких «наштампованных» бизнесов— никто всерьез не изучал.
По оценкам нашего института, два года кризиса привели к уходу части малого предпринимательства из легального сектора в стопроцентно теневой, т. е. даже не зарегистрированный и не стоящий на налоговом учете.
Забавный сюжет. В одном из регионов, не буду называть в каком конкретно, ознакомившись с результатами нынешнего исследования, решили сразу «принять меры», чтобы снизить теневую активность собственного предпринимательства. «Группы товарищей» в составе местных администраций, ГИБДД, налоговой инспекции стали отлавливать незарегистрированных и не стоящих на налоговом учете таксистов и таким способом увеличили официальную численность малого предпринимательства города на 300 единиц.
Решение же проблем видится не в сугубо административных и порой анекдотичных мерах. В условиях кризиса людям надо как-то выживать! Такие меры дают лишь краткосрочный результат. Решение — в серьезных экономических воздействиях на сектор, в сокращении административного давления. Что касается последнего, движение в этом направлении есть — принят закон «О проверках». Сокращение объема контроля стимулирует бизнес к выходу из тени— не надо тратиться на взятки.
Однако ключевым фактором развития малого и среднего бизнеса в ближайшие годы может стать другой закон— вступивший в силу 1 января 2010 г. ФЗ-212, который предусматривает замену действующего единого социального налога тремя страховыми взносами на обязательное социальное страхование. В 2010 г. общая ставка страховых взносов сохраняется на прежнем уровне: для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения или ЕНВД,— 14% от фонда оплаты труда. Но с 1 января 2011 г. страховые взносы повысятся до 34%. Наши опросы малого предпринимательства показывают, что наступивший в начале 2000-х гг. медленный выход СМБ из тени стимулировался в том числе и снижением уровня ЕСН. Поэтому увеличение нагрузки по социальным выплатам снова начнет загонять сектор в тень.
Колонка написана специально для «Делового квартала»