К чемпионату мира по футболу в Свердловской области решено протестировать новую технологию дорожного строительства. На возведение инновационного участка объездной выделено 3,7 млрд руб.
Технологию, которая уже получила название 3D, опробуют в ближайшее время на 5-км участке Екатеринбургской кольцевой автодороги. Дорожные работы на 10,3 км Пермского тракта в районе поселка Медный начались два года назад. В 2014 г. запланирован ввод в эксплуатацию четырех полос на протяжении 5 км и развязки в сторону Чусовского озера. Полностью участок будет сдан в 2015 г., на его подготовку из регионального дорожного фонда выделено 3,7 млрд руб.
«На данном участке мы используем новую технологию объемного проектирования и строительства в формате 3D, которая представляет собой объемную цифровую модель местности, — рассказал замначальника областного управления автомобильных дорог Владимир Гончаров. — На начальном этапе строительства дорог мы подготавливаем подстилающий слой и слои щебеночно-дорожной одежды асфальтобетонного покрытия. В мае, когда температура достигнет необходимой отметки, будут выполнены земляные работы; на кольцевой дороге начнется работа грейдеров и катков, оборудованных датчиками с технологией 3D».
Работа начнется с топографической съемки местности и дистанционного зондирования земли. В результате получится трехмерная цифровая модель местности, на основании которой будет создана проектная трехмерная поверхность. Кроме того, дорожники получат статическую и динамическую визуализации проектных решений, что позволит им наглядно оценить объект. Полученные данные будут впоследствии контролировать с помощью комплекса датчиков, установленных на дорожной технике, геодезическом оборудовании и базовой станции. К работе подключатся спутники систем GPS и ГЛОНАСС.
Ожидается, что новая технология обеспечит высокое качество и долговечность дорожного полотна, а также позволит сэкономить средства и стройматериалы. Всего к ЧМ-2018 планируется построить около 21 км ЕКАДа, на который будет перенаправлена значительная часть потока большегрузного транспорта. Общая протяженность кольцевой автодороги составляет 94 км, сейчас из них действует 61 км.
Отметим, что компания «Трест Уралтрансспецстрой», которая является подрядчиком по строительству ЕКАДа, ранее уже применяла технологию 3D: она использовалась при строительстве дороги Исеть — Сагра, введенной в эксплуатацию в 2013 г.
«Сейчас на смену устаревшим методам дорожного строительства приходят автоматизированные системы, которые позволяют очень точно профилировать все слои основания, — рассказал главный технолог компании Евгений Моор. — За счет установленных датчиков достигается высокая точность работ, высокое качество. На автодороге Исеть — Сагра мы выполняли 3D-нивелирование устройства дорожного основания, и это позволило нам добиться отличной ровности, ускорения работ в 2,5 раза, экономии стройматериалов из-за точности выполнения работ, а также экономии при расходе горюче-смазочных материалов, значительно вырастает производительность труда. Поэтому мы внедрили систему и намерены ее полномасштабно использовать на этом объекте».
Новую технологию дорожного строительства оценили и ученые: так, начальник отдела контроля качества управления автодорог Антон Втюрин считает, что щебеночно-мастичный асфальтобетон является наиболее качественным материалом. Покрытие из ЩМА может десять лет служить без дефектов, тогда как в среднем дороги изнашиваются уже через шесть лет.