Всеволод Страх, генеральный директор интернет-магазина «Сотмаркет»:
Начинающие предприниматели делятся на тех, кто хочет «открыть свой ресторанчик», и тех, кто собирается «заработать в Интернете». Причем первый вариант, как правило, рассматривают в качестве сценария на далекую перспективу. А свой «свечной интернет-магазинчик» выглядит простым способом сколотить начальный капитал. Почему-то почти никто не мечтает открыть собственный завод по переработке мусора или животноводческую ферму. На худой конец — мастерскую по ремонту обуви. Интернет кажется легким способом стартовать, но это большое заблуждение.
Миф первый: сайт интернет-магазина можно сделать быстро и дешево. Не спорю, в Рунете на пиратских сайтах можно найти шаблоны интернет-витрин на любой вкус. Но оболочка — лишь вершина айсберга. Современный сайт продвинутого онлайн-торговца должен узнавать повторного покупателя и хранить его историю заказов. Должен уметь анализировать поведение человека и в реальном времени выдавать ему рекомендации. Он обязан выдерживать высокие нагрузки, оперативно обновляться. Ну и конечно, быстро откликаться на действия пользователя. Все это не просто дорого, а очень дорого. А ведь сайт еще требует постоянной доработки и оптимизации.
Миф второй: раскрутку сайта можно делать своими силами. Вы не поверите, но покупка бессмысленных SEO-ссылок на «мусорных» сайтах до сих пор остается популярным способом получения трафика на сайт. Начинающему предпринимателю это кажется дешевле, чем размещение контекстной рекламы. И уж точно ближе для понимания, чем работа с медийным трафиком, подключение ремаркетинга или участие в партнерских программах.
Но даже если онлайн-новичок и решит серьезно вникнуть в технологии привлечения покупателей, он вряд ли сможет это сделать быстро. Попытки самостоятельно играть на этом поле, как правило, приводят к бессмысленной трате рекламного бюджета с эффектом около нуля. В то же время приличные рекламные агентства вряд ли возьмутся размещать рекламу вашего интернет-магазина, если его месячный маркетинговый бюджет составляет менее 300 тыс. руб.
Миф третий: чтобы открыть интернет-магазин, не нужно организовывать собственную доставку. Не нужно упаковывать заказы. Не нужно содержать собственный call-центр. И даже выбивать чеки не нужно. Все это сделают за вас аутсорсеры! Но в чем тогда ценность вашей услуги? Где то конкурентное преимущество, на котором вы будете растить свой бизнес? Наш опыт в «Сотмаркете» показывает, что собственные пункты самовывоза обходятся в четыре раза дешевле, чем оплата услуг аутсорсинговых компаний. А наши конкурентные преимущества позволили выйти в 2011 г. на оборот в 1 млрд руб. По итогам 2012 г. ожидаем увеличения в четыре раза.
Миф четвертый: дропшиппинг — торговля со склада поставщика. Апологеты этого подхода на Западе предлагают интернет-магазинам договариваться с поставщиком об оперативном обмене информацией по остаткам товара и торговать с чужих площадей. Меньше рисков, меньше издержек… Но в России теория дропшиппинга разбивается о суровую реальность. Поставщиков, готовых не только физически, но и морально работать с интернет-магазинами без предоплаты, можно пересчитать по пальцам. Крупный игрок еще имеет шансы договориться с производителем, но с «мелочью» даже разговаривать не станут.
Ситуация усугубляется тем, что получить предоплату от клиентов и за счет этого выкупить товары начинающий магазин тоже не может. Лишь 10% покупателей сегодня готовы оплачивать заказ заранее. При этом покупатель уже не хочет ждать. Избалованный высокими стандартами, который задают лидеры индустрии, он ожидает доставку на следующий день, а то и день в день. Клиент не простит вам задержки, пусть даже она случится не по вашей вине, а потому, что у поставщика закончился товар на складе.
Миф пятый: главное — низкие цены. На мой взгляд, критерии, по которым покупатель выбирает магазин, это — в порядке убывания значимости — доверие, сервис и только потом цены. К сервису относятся доступность товара на складе, быстрая доставка, полнота информации о товаре на сайте и т. п. Даже если вы продаете айфоны дешевле всех, но при этом не можете обеспечить наличие товара, покупатель от вас уйдет.
В «Сотмаркете» порядка 40% заказов делаются клиентами, которые уже когда-то что-то у нас покупали. Их повторное привлечение обходится нам в разы дешевле, при этом средний чек в случае второго, третьего и последующих заказов, как правило, выше. Человек уже доверяет нам, и готов купить более дорогую вещь.
В «Сотмаркете» мы делаем ставку на сочетание хорошей цены и высокого качества. Низкие цены мы получаем за счет мощной закупочной базы и специальных условий от поставщиков. Но при этом не забываем инвестировать. В разработку сервисов, которые облегчат покупателю жизнь – таких как видеоконсультации или трекинг заказов. В свою логистическую сеть. Мы делаем все это, потому что хотим играть вдолгую.
За последние несколько лет порог вхождения в интернет-торговлю значительно вырос: в отрасль пришли крупные ритейлеры. И из года в год рынок будет только расти. Идти в Интернет сейчас имеет смысл с большими деньгами. А если возможности инвестировать и играть в долгую нет — откройте лучше обычный киоск. Больше заработаете.
Колонка написана специально для «Делового квартала»