Меню

«Работа была в том, что я раз в месяц получал зарплату». Первые деньги Виктора Долженко

Виктор Долженко. Иллюстрация: Личный архив

В конце 90-х людей с сертификатом для работы на рынке ценных бумаг почти не было, а ряд компаний должны были иметь их в штате. Их обладатели могли на этом неплохо зарабатывать.

Виктор Долженко, директор представительства банка «БКС Ультима» в Екатеринбурге:
 
— Родители не давали мне регулярных карманных денег, и мысль о том, что надо зарабатывать, появилась достаточно рано. Мы жили в городе Братск в Иркутской области, и у нас была дача, где росли маленькие яблочки — ранетки. На рынке и возле магазинов торгуют бабушки, и я, будучи примерно в четвертом классе, собрал ведро ранеток и пошел их продавать. Подходили две категории людей: пацаны-хулиганы, которые хотели забрать немного яблок, и сердобольные бабушки, которые меня жалели и пытались узнать, все ли так плохо, что я стою на рынке. Родители к этому опыту отнеслись нормально, хотя в итоге яблоки у меня не купили. Это был неудачный опыт, и на какое-то время мой запал исчез.
 
К вопросу заработка я вернулся на первом курсе университета. У меня была определенная тяга к рынку ценных бумаг, а чтобы работать в этой сфере, в свое время было надо получить квалификационный сертификат Федеральной службы по финансовым рынкам, ФСФР. Я учился в Ростове-на-Дону, подготовился и сдал на этот сертификат. Тогда, примерно в 1999 г., таких людей был определенный дефицит: на всю Ростовскую область  было буквально пять обладателей таких аттестатов. 
 
Благодаря этому я начал системно зарабатывать на двух вещах. Во-первых, определенным компаниям для работы в своем штатном расписании требовались люди с таким аттестатом. Я договаривался, что буду у них числиться, и моя работа заключалась в том, что я раз в месяц приходил получать зарплату.
 
Это приносило хороший доход: стипендия тогда была около 1 тыс. руб., а в компаниях платили по 10-15 тыс. — тогда для студента это были нормальные деньги. Все это длилось примерно два года, а потом количество специалистов с подобными аттестатами выросло, и подобные вопросы решились. 
 
Во-вторых, поскольку я «засветился» в этой тусовке, меня пригласили читать лекции для желающих учиться на сертификат ФСФР. Помню, что я читал про финансовые вычисления, собирались 40-50-летние бухгалтера различных заводов из небольших городов, которые уже лет 20 ничему не учились, и я показывал им, как рассчитывается сложный процент. На этом и удавалось зарабатывать.
 
Опыт «стояния» на рынке четко заложил в голову, что нужно создавать интеллектуальный продукт и зарабатывать на нем, а простейшее повторение чужих действий не приносит быстрого дохода. Тогда я понял, что это не мое, нужно искать какую-то свою нишу, и в итоге нашел. 
 
Лекции я читал еще студентом, а начиная с практики я как начал работать в инвесткомпании, так и продолжаю. Единственный двухлетний перерыв у меня был на госслужбу. В 2009 г., многие поехали учиться MBA, так как финансовый кризис — это время для учебы, а я посчитал, что госслужба — это лучший курс MBA для людей, которые работают в России, чтобы посмотреть, как выглядит эта сторона коммуникаций, взаимоотношений и управления.
 
Рубрика «Первые деньги» выходит на DK.RU каждую среду. Не пропустите!