Меню

«Работник автопрома дает еще 6 рабочих мест». Россияне отказываются от машин, что дальше?

Иллюстрация: pixabay.com

Жителям мегаполисов все чаще проще оставить машину дома и отправиться в путь на такси, каршеринге, самокате. Приведет ли это к тому, что пробки, наконец, исчезнут? Все не так однозначно.

Все чаще жители мегаполисов отказываются от личных автомобилей и пересаживаются на общественный транспорт, велосипеды и такси. Как это повлияет на экономику, личные траты горожан и состояние транспортной системы в целом, РБК рассказали приглашенные эксперты.

Цифры

По информации Центра организации дорожного движения (ЦОДД), ежедневно на дороги Москвы выезжают 3,6 млн машин. В столичном департаменте транспорта подсчитали: свободному проезду и отсутствию пробок мешают 500 тыс. автомобилей. Пропускная способность московских дорог составляет 3,1 млн машин, заявил глава дептранса Максим Ликсутов. В общей сложности в Москве и области зарегистрировано 7,7 млн автомобилей, говорят данные ГИБДД.

Опрос Roland Berger показал, что 45% россиян готовы отказаться от личного автомобиля ради беспилотных такси. Реже садиться за руль в городе согласны 20% россиян. Тренд привел к бурному развитию каршеринга: за 2018 год рынок аренды машин вырос в пять раз и достиг 7 млрд руб.

Эксперты

Урбанист Илья Варламов*, выступающий за налаживание в городах системы комфортного общественного транспорта, пояснил:

— Любые разговоры о том, что у нас 8 месяцев зима, что город большой и без машины в нем невозможно, стоит начать с вопроса: «А что делать большинству москвичей, у которых машины нет и быть не может, по самым разным причинам?  Что им делать в городе, построенном для автомобиля?».

Если говорить о низкой автомобилизации страны — статистику портят только регионы, жители сельской местности. Там действительно мало автомобилей.  В США показатели автомобилизации снижаются с 2010 года, там люди все реже покупают автомобили и все меньше ими пользуются. Поэтому я не думаю, что нам стоит догонять страны, где в среднем автомобилей больше.

Достойная альтернатива — комфортный общественный транспорт, в котором человек не чувствует унижения. Почему в Лондоне люди без проблем пользуются автобусами, а в Москве по 30 минут ждут в очереди раздолбанную маршрутку?

Читайте также: «Большего удара по экономике и придумать нельзя». Госдума может запретить «старые» машины

Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, выступающий за обустройство города для автовладельцев, заявляет:

— Европейский рынок рос весь прошлый год, несмотря на высочайший уровень автомобилизации. Говорить про то, что сейчас мы смещаемся в сторону отказа от личного транспорта, нельзя ни на мировом уровне, ни на уровне Москвы.

Москва и Россия — это колоссальные пространства, это агрессивный климат.

У нас каждое рабочее место в автопроме создает шесть  рабочих мест в смежных отраслях. Если мы будем говорить про отказ от автомобилей, у нас без работы останутся очень многие (даже если не вспоминать о моногородах типа Тольятти). Это сервисы, заправки, тюнинг и так далее.

Директор стратегический проектов «Яндекс.Такси» Петр Диденко так комментирует вопрос влияния отказа людей от машин на бизнес:

— Количество людей на машину повышается. В каршеринге за день ездит 7-10 человек, в такси до 20 человек. Для новых сценариев потребления есть спрос, и уже готовится предложение, такси с автопилотом. Мы наблюдаем развитие мультимодальности, когда человек каждый день выбирает, как ему поехать.

Сейчас колоссальная разница между владением автомобилем и стоимостью такси. Наше недавнее исследование показало, что, допустим, владеть автомобилем Hyundai Solaris в комплексе стоит примерно 320 000 руб. в год. Если вы ездите, допустим, 5000 км в год, вам куда выгоднее такси, это же расстояние вы проедете за 140 000 руб. Разница появляется, когда вы наезжаете на автомобиле 20 000 км. Тогда владеть автомобилем дешевле.

* - выполняет функции иностранного агента