Жителям мегаполисов все чаще проще оставить машину дома и отправиться в путь на такси, каршеринге, самокате. Приведет ли это к тому, что пробки, наконец, исчезнут? Все не так однозначно.
Все чаще жители мегаполисов отказываются от личных автомобилей и пересаживаются на общественный транспорт, велосипеды и такси. Как это повлияет на экономику, личные траты горожан и состояние транспортной системы в целом, РБК рассказали приглашенные эксперты.
Цифры
По информации Центра организации дорожного движения (ЦОДД), ежедневно на дороги Москвы выезжают 3,6 млн машин. В столичном департаменте транспорта подсчитали: свободному проезду и отсутствию пробок мешают 500 тыс. автомобилей. Пропускная способность московских дорог составляет 3,1 млн машин, заявил глава дептранса Максим Ликсутов. В общей сложности в Москве и области зарегистрировано 7,7 млн автомобилей, говорят данные ГИБДД.
Опрос Roland Berger показал, что 45% россиян готовы отказаться от личного автомобиля ради беспилотных такси. Реже садиться за руль в городе согласны 20% россиян. Тренд привел к бурному развитию каршеринга: за 2018 год рынок аренды машин вырос в пять раз и достиг 7 млрд руб.
Эксперты
Урбанист Илья Варламов*, выступающий за налаживание в городах системы комфортного общественного транспорта, пояснил:
— Любые разговоры о том, что у нас 8 месяцев зима, что город большой и без машины в нем невозможно, стоит начать с вопроса: «А что делать большинству москвичей, у которых машины нет и быть не может, по самым разным причинам? Что им делать в городе, построенном для автомобиля?».
Если говорить о низкой автомобилизации страны — статистику портят только регионы, жители сельской местности. Там действительно мало автомобилей. В США показатели автомобилизации снижаются с 2010 года, там люди все реже покупают автомобили и все меньше ими пользуются. Поэтому я не думаю, что нам стоит догонять страны, где в среднем автомобилей больше.
Достойная альтернатива — комфортный общественный транспорт, в котором человек не чувствует унижения. Почему в Лондоне люди без проблем пользуются автобусами, а в Москве по 30 минут ждут в очереди раздолбанную маршрутку?
Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, выступающий за обустройство города для автовладельцев, заявляет:
— Европейский рынок рос весь прошлый год, несмотря на высочайший уровень автомобилизации. Говорить про то, что сейчас мы смещаемся в сторону отказа от личного транспорта, нельзя ни на мировом уровне, ни на уровне Москвы.
Москва и Россия — это колоссальные пространства, это агрессивный климат.
У нас каждое рабочее место в автопроме создает шесть рабочих мест в смежных отраслях. Если мы будем говорить про отказ от автомобилей, у нас без работы останутся очень многие (даже если не вспоминать о моногородах типа Тольятти). Это сервисы, заправки, тюнинг и так далее.
Директор стратегический проектов «Яндекс.Такси» Петр Диденко так комментирует вопрос влияния отказа людей от машин на бизнес:
— Количество людей на машину повышается. В каршеринге за день ездит 7-10 человек, в такси до 20 человек. Для новых сценариев потребления есть спрос, и уже готовится предложение, такси с автопилотом. Мы наблюдаем развитие мультимодальности, когда человек каждый день выбирает, как ему поехать.
Сейчас колоссальная разница между владением автомобилем и стоимостью такси. Наше недавнее исследование показало, что, допустим, владеть автомобилем Hyundai Solaris в комплексе стоит примерно 320 000 руб. в год. Если вы ездите, допустим, 5000 км в год, вам куда выгоднее такси, это же расстояние вы проедете за 140 000 руб. Разница появляется, когда вы наезжаете на автомобиле 20 000 км. Тогда владеть автомобилем дешевле.
* - выполняет функции иностранного агента