Дмитрий Тагиров, владелец концерна «Росграфит», победитель финала Кубка Восточной Европы по рали.
Массовым видом спорта ралли было во времена СССР, когда под эгидой ДОСААФ автопарки крупных предприятий соревновались между собой. Сегодня околораллийная тусовка в России состоит не только из профессиональных гонщиков и любителей, но и из предпринимателей и влиятельных поклонников автоспорта – это дает им возможность заниматься любимым делом без ущерба для бизнеса. К слову, ралли – это тот же бизнес-процесс. И там, и там жесткая конкуренция, есть рамки, за которые нельзя выходить, иначе тебя просто дисквалифицируют. И там, и там нужно постоянно находить внутренние резервы, использовать ноу-хау, чтобы побеждать. Автоспорт с бизнесом роднит и необходимость постоянных денежных вливаний. Если не будет развития, тебя вскоре обойдут.
Много тратится на международную логистику, содержание штата узких специалистов, некоторые, например, контактируют напрямую с поставщиками спортивных деталей (им лучше знать не только английский язык, но и итальянский, испанский, финский, чтобы общаться более эффективно). Нужны профессиональные механики, инженеры с богатым опытом, спортивные врачи с автогоночной специализацией – таких в мире вообще единицы.
Если ралли – бизнес, то его основные фонды – автопарк, после спортивной базы команды и автомобилей сервиса. Обычно для переделки используют серийный автомобиль самой заряженной версии. Разбирают его до кузова, убирают все гражданские элементы, которые для ралли не нужны – шумоизоляцию (мы ездим в шлемах, в них ничего не слышно, если не включить внутреннюю связь со штурманом). Внутреннюю обивку дверей, эти тканевые пылесборники, меняют на карбоновую – она легкая и прочная. Все элементы, которые будут подвержены ударным нагрузкам, усиливают. Все швы проваривают, прокрашивают.
В итоге автомобиль для чемпионата мира в зачётной группе, где выступаю я, стоит от 5,5 до 7,5 млн руб. Можно сделать дороже, но смысла нет – машина в таком ценовом диапазоне вполне конкурентоспособна. Стоимость боевого авто – это инженерные работы, создание силового каркаса и системы пожаротушения. Плюс - спортивные сидения, доработка мотора и трансмиссии, установка компьютеров, сложной электроники – чтобы видеть изменения температуры всех жидкостей, состояние двигателя, турбины. Обязательно – смена подвески, установка специальной – гоночной, а она гораздо дороже серийной. Порой цена подвески составляет половину стоимости гражданского авто.
Моя задача – не как пилота, а как участника бизнес-процесса заключается в участии в формировании бюджета. Я должен по возможности привести спонсоров, технических партнеров – по топливу, смазкам, шинам, чему угодно. Мы все создаем совместный продукт – экипаж. Улучшаем его постоянно, как в любом бизнесе, делаем качественнее упаковку, рекламу. Со временем этот продукт становится все более конкурентоспособным, и его можно продвигать – сначала на местном уровне, потом на федеральном и международном. Сегодня я выступаю в Uspenskiy Rally Tecnica, на мировом уровне. Мы с командой находимся в равновесии, наши возможности и потребности сочетаются. Если проводить аналогии с бизнесом, можно сказать, что это наше совместное предприятие.
Ралли сегодня – спорт платежеспособных. Выступая на гонках, я нахожусь в кругу серьезных людей, которые или сами занимаются бизнесом, или имеют статусную поддержку. В Скандинавии и Прибалтике, например, ралли фактически спорт номер один. И когда я общаюсь с лучшими гонщиками этих стран, у меня есть возможность пересекаться с людьми, которые имеют серьезный вес. Входят в высшие эшелоны власти. Для основного бизнеса это плюс – можно встретиться у кого-нибудь в гостях, непринужденно пообщаться, найти точки соприкосновения. И переговоры пройдут быстро и правильно.
Колонка написана на основе эксклюзивного интервью Дмитрия Тагирова журналу «Деловой квартал».