Меню

РасПЛАТА за здоровье

- Павел Дмитриевич, что заставило ТФОМС пойти на столь масштабную проверку медучреждений? - Жалобы пациентов. Число недовольных качеством помощи или ценой медицинских услуг постоянно растет. Если

Здоровье не купишь. Но платить за лечение приходится. Причем все чаще и чаще. Однако рынок платной медицины еще не сложился. Это еще раз подтвердила проверка в больницах области, устроенная территориальным Фондом обязательного медицинского страхования (см. стр. 6.). На вопросы отвечает начальник отдела по взаимодействию с населением ТФОМС Свердловской области Павел Карачев.

- Павел Дмитриевич, что заставило ТФОМС пойти на столь масштабную проверку медучреждений?
- Жалобы пациентов. Число недовольных качеством помощи или ценой медицинских услуг постоянно растет. Если в 1996 г. в ТФОМС поступило около 700 жалоб, то в 2001 г. - уже более 2 тысяч. На самом деле нарушений, конечно, больше. Многие не высказывают претензии в адрес врачей, потому что боятся негативного отношения при обращениях в больницу. Как показывает практика, их волнения вполне обоснованны. К примеру, были случаи, когда наиболее активным жалобщикам отказывали в госпитализации.
- А встречаются пациенты, которые платят за услуги, не зная, что они оказываются бесплатно?
- Конечно. Мы, как можем, информируем жителей области. В прошлом году выпустили плакаты с перечнем основных прав российских граждан в области здравоохранения. Там же рассказывалось об областной программе государственных гарантий, где прописаны медицинские услуги, которые должны оказываться бесплатно. Эти плакаты развесили во всех больницах и поликлиниках области. Сейчас тиражом в 1 млн экземпляров готовится к печати Памятка застрахованного. В ней перечислены основные права, алгоритм действий, если эти права нарушены, адреса и телефоны страховых компаний и филиалов нашего Фонда в области. Надеюсь, это повысит общий уровень информированности. Но, поймите, пока человек не заинтересован в соблюдении своих прав, наши усилия не будут достаточно эффективными.
- У меня нет вашей Памятки, я заболела. Где можно узнать, имею ли я право на бесплатное лечение?
- Вы помните телефоны своих родителей и близких друзей? Внесите в этот же список телефонов "первой необходимости" номер той страховой компании, где вам выдали полис обязательного медицинского страхования. Там вы можете получить все необходимые консультации.
- А если я недовольна уровнем оказанной помощи или счет за лечение кажется необоснованно высоким?
- Можно обратиться к руководству больницы. Оно несет ответственность за условия оказания медицинской помощи, ее качество. Но, пожалуй, самый оптимальный вариант - опять-таки обращение в страховую компанию. По вашему письменному заявлению специалист компании проведет экспертизу. Если обоснованность жалобы будет доказана, администрация больницы обязана компенсировать все затраты. В случае если больница отказывается возмещать ущерб, а вы не намерены отступать - обращайтесь в суд. Прецеденты есть. В 2001 г. на рассмотрении в судах области находилось порядка 20 исковых заявлений граждан. 13 исков еще рассматривается, в 7 случаях решение вынесено в пользу истца. По ним с больниц взыскивают довольно крупные суммы. Например, в одном случае недовольный лечением пациент получил 150 тыс. руб.
- То есть можно говорить, что суды принимают сторону истцов?
- Если нарушение законодательства доказано, - конечно. Но тут есть свои проблемы. Медицинское право только начало развиваться. Пока у судей небольшой опыт работы в этой сфере. Поэтому дела по таким искам тянутся долго - 3-5 лет.   

О причинах нарушений в сфере платных медицинских услуг говорит представитель фонда "Территория" Максим Стародубцев.

- ТФОМС выявил нарушения в каждом третьем медучреждении...
- Думаю, они встречаются во всех больницах. В сложившихся условиях врачи просто не могут работать иначе. Здравоохранение финансируется в меньшем объеме, чем необходимо, труд медиков оплачивается неадекватно - вот и приходится искать лазейки. И здесь стоит винить не столько врачей, сколько систему здравоохранения, поставившую их в эти рамки. Сейчас в медицине повторяется та ситуация, которая сложилась в нашей экономике в конце 80-х - начале 90-х гг. С одной стороны, зарождаются рыночные отношения, с другой - сохраняется частичное бюджетное финансирование. Постепенно мы скатываемся к платному здравоохранению.
- Разве это плохо?
- При платной медицине врачи ориентированы не на конечный результат, а на обращаемость больных, на количество оплаченных услуг. Таким образом, нарушается основополагающий принцип здравоохранения - лечить не болезнь, а больного. В США до того как заработала страховая медицина, 30-40% операций назначалось необоснованно - врачи зарабатывали деньги. Чтобы избежать этого, необходимо исключить прямые расчеты пациентов и медиков. Между ними должен быть посредник - страховая компания. В большинстве цивилизованных стран это уже поняли.
- И что же, пока не сменится система здравоохранения, мы так и будем мириться с нарушениями?
- При обращении к врачу, вам, как правило, уже не до споров о ваших правах. Вы должны стать партнерами по излечению заболевания, настроиться на доверительные отношения. Даже если требование заплатить необоснованно - решается вопрос о вашем здоровье. Наверняка вы не побежите узнавать, "правильную" ли сумму вам насчитали, а просто заплатите. При этом ваши деньги могут действительно пойти на лечение, а не осесть в кармане врача.
Но даже если вас обсчитали, это не самое серьезное нарушение. Наиболее страшное - формальное или неправильное лечение. Вам оказали услуги согласно прейскуранту, а что с вами будет завтра или послезавтра - не имеет значения. Это искажает психологию врача, он становится ремесленником. Вот здесь действительно может помочь только смена системы.