Меню

Расскажите нам про ВТО!

Пока гром не грянет – мужик не перекрестится. Это российский менталитет, и от него никуда не деться.

В ноябре 2011 г. Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), в июле Госдума должна ратифицировать протокол о присоединении. Но те, кто работает в сфере гражданского машиностроения, до сих пор не знают, что такое ВТО и с чем ее едят. Большинство руководителей заводов вообще не представляют, что все требования ВТО вступят в силу только 1 января 2014 г., не догадываются, что по каждому продукту, товару, услуге есть переходный период, после которого будут снижены ввозные пошлины. Например, завод выпускает шахтные вентиляторы. Так его руководитель знать не знает, какой переходный период установлен для его продукции, какими будут ввозные пошлины по его окончании. И меня бесит, что наши переговорщики, которые столько лет добивались вступления страны в ВТО, все еще не довели всю информацию до людей!

До сих пор не ясно, насколько крепки позиции России в ВТО. Каких условий удалось добиться медведковской команде (Максим Медведков, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ, возглавлял группу переговорщиков - прим. ред.). А ведь от этого зависит очень многое! Так, государство должно максимально снизить размер субсидий, которые оно предоставляет своим производителям – в соответствии с требованиями ВТО. Хотя США как выделяли своим фермерам хорошие субсидии, так и продолжают. Несмотря на периодические протесты Евросоюза – мол, из-за этого испанские и португальские сельхозпроизводители оказываются в заведомо проигрышной ситуации и не могут конкурировать с американцами на равных. Власти США просто заявляют: «Выделяли, выделяем и будем выделять. Не устраивает – выйдем из ВТО». И протесты сразу затихают – никто не хочет потерять американский рынок. Хотелось бы знать, в российском рынке ВТО так же заинтересована? Или субсидии для наших производств все-таки будут резко снижены? Впрочем, гражданское машиностроение, которое близко мне, государство никогда не поддерживало. Отрасль как окунулась в 1991 г. в некую субстанцию, так до сих пор в ней и бултыхается. Но ведь для тех же сельхозпредприятий вопрос субсидий жизненно важен!

Тема энергоэффективности тоже острая – одним из условий вступления России в ВТО было доведение цен на энергоресурсы до мирового уровня. И вот здесь мы с вами ухнем! Недавно делегация Каменск-Уральского завода «Уралэлектромаш» вернулась из Гуанчжоу. Ребята изучали китайский опыт по выпуску таких же электродвигателей, что делают на их предприятии. Рассказывают: климат Гуанчжоу позволяет ставить шатры, в каких у нас работают летние кафе, и производить двигатели прямо там. Это какая экономия на ресурсах! А у нас поди-ка протопи цех, когда восемь месяцев холодно!

Кроме того, остается открытым вопрос, каким образом наши предприятия сумеют за очень сжатый срок провести техперевооружение – а только так они смогут бросить хоть какой-то вызов мировым производителям. Тем более что сейчас самые опасные конкуренты – Германия, Швейцария, Дания, Люксембург – массово развивают станкостроение в Бирме и, несмотря на невысокую квалификацию тамошних рабочих, делают довольно приличную продукцию. Так, немецкий токарный обрабатывающий центр стоит порядка 1 млн евро, итальянский – 800 тыс. евро, а сделанный по германской лицензии индийский – всего 400 тыс. евро. При этом если он нужен для производства ленточных конвейеров, а не часов или авто бизнес-класса, то его точности и надежности хватит с лихвой. Наши предприятия, конечно, постепенно перевооружаются, но тут же возникает еще одна проблема – кадровая. ПТУ-шника ведь на современный станок не поставишь, а квалифицированных рабочих очень мало. И человеческий фактор может здорово нас подвести: за 2-3 года армию высококвалифицированных кадров не создать.

Хотя, учитывая наш менталитет, я не удивлюсь, если предприятиям удастся провести модернизацию в сжатые сроки, а государству – создать условия для подготовки промышленных кадров. Россияне ведь способны показывать результат только если поставить их в экстремальные условия, как в 1941 г. В таком случае окажется, что вступать в ВТО России было необходимо, хотя бы чтобы быстро поднять промышленность. Главное – чтобы власти сделали прозрачными свои планы на переходный период. Тогда производственники смогут оперативнее подготовиться к работе в совершенно новых условиях.

Колонка написана на основе выступления на круглом столе «Кому в ВТО жить хорошо», организованном «ФедералПресс».