эксперты Сергей Ирижепов коммерческий директор ГК «Растер-Део» Валерий Путырский генеральный директор ГК «Растер-Део», президент Уральской гильдии производителей медико-профилактических и дезинфекц
эксперты
Сергей Ирижепов
коммерческий директор ГК «Растер-Део»
Валерий Путырский
генеральный директор ГК «Растер-Део», президент Уральской гильдии производителей медико-профилактических и дезинфекционных средств
Зачем создавать «ресторан для крыс»
Чем полезна фабрика-кухня
Генеральный директор ГК «Растер-Део» ВАЛЕРИЙ ПУТЫРСКИЙ убежден: в России никогда серьезно не относились к вопросам гигиены. «Если вспомнить Лермонтова, у него из-под пера вышли обидные для отечества строки: «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ». Слово «немытая» меня всегда поражало! Мог же сказать: «Прощай, холодная Россия» или «Прощай, жестокая Россия». Так нет. Он из всех эпитетов выбрал «немытая», — рассуждает г-н Путырский. По его словам, эта характеристика государства актуальна и сейчас. Идея отмыть Россию легла в основу его бизнеса.
В 1988 г. Валерий Путырский занимался вопросами материаловедения, в том числе радиационного. В то время он руководил исследовательской лабораторией на физтехе УПИ. Разработав технологию радиационной стерилизации иголок «Луер»1, будущий бизнесмен решил предложить ее лечебным заведениям. Тогда же родилось название компании — «Растер» (радиационная стерилизация). Стерилизация предполагала, что инструменты будут брать в лабораторию, обрабатывать их и возвращать упакованными. Но когда изобретатель пришел с ядерными технологиями сначала в Областную клиническую больницу, а затем и в другие, то убедился, что снабжение медицины полностью развалено. Г-н Путырский: «Инструменты, стены обрабатывать нечем, даже унитазы чистить нечем! Какие ядерные технологии?! — сказала мне тогда одна главная медсестра. — Да я набор инструментов за порог и выпустить-то не могу — он один на всю больницу».
Тем не менее потребность в дезинфекции инструментов, оборудования и помещений больниц была колоссальной, и Валерий Путырский решил не отказываться от своей идеи — начал искать альтернативные варианты. Вскоре нашел французское предприятие, выпускавшее необходимые дезинфицирующие средства. «Задача найти поставщика в основном стояла перед моей женой. Она работала завкафедрой французского языка и одновременно переводчиком при французских делегациях», — рассказывает г-н Путырский. В Екатеринбург прибыли супруги Петтенс. Жак ПетТенс — химик, владелец предприятия «Петтенс-Франс Химия» (ПФХ)2, его жена Моник — генеральный директор этой компании. Путырские повели чету Петтенс в Областную клиническую больницу. «Когда они увидели, как все организовано Эти кастрюли и тазики с нарисованными красной краской буквами... в одной хлорамин, в другой — хлор... Затем спустились в подвал, в хлораторную, больше напоминавшую преддверие ада, — и прослезились», — вспоминает Валерий Путырский.
Французы согласились сотрудничать с россиянами. Интерес французской стороны объяснялся экономической выгодой: Россия для них служила новым рынком сбыта продукции. Г-н Путырский считает, что в решении партнеров был и гуманный подтекст: «Есть две нации, которые любят Россию странной неизбывной любовью. Это евреи и французы. Может, история связывает нас так сильно, может, любовь заложена на генетическом уровне... Поэтому им было просто интересно помогать нам». Жак Петтенс делился опытом создания компании, которая специализируется на продаже медико-профилактических и дезинфекционных средств. Валерий Путырский называет эти беседы лекциями по основам бизнеса. Затем из-за рубежа поступили образцы продукции.
Доброе отношение французов проявилось не только в бескорыстной передаче опыта, но и в дальнейшей поддержке. Г-н Путырский вспоминает, как вагон с одной из первых партий товара по ошибке отправили в Нижневартовск. Груз обнаружили и доставили в Екатеринбург только через 30 дней. Химические средства промерзли полностью. «Когда я увидел товар, замерзший в лед, то заплакал уже я. Думал, все. Вот они, деньги... Я ведь взял огромный по тем временам кредит в 120 млн руб. (до деноминации)», — говорит г-н Путырский. Он позвонил Петтенсу. Владелец предприятия сказал, что беспокоиться не стоит. Велел поставить препараты оттаивать при температуре плюс 5-7°С и добавил: «Все будет нормально, а если что-то испортится, я пришлю новую партию».
Первым покупателем дезинфицирующих средств стала Свердловская областная клиническая больница. Однако потребность в них есть не только у медицинских клиник, но и у детских учреждений (садики, детские приюты), домов престарелых, вокзалов, предприятий общепита и др. Рынок b2b тогда еще не был сформирован, поэтому компания сразу нацелилась на продвижение продукта конечным потребителям. Валерий Путырский: «В конце 90-х гг. мы обзванивали больницы, предлагали тестеры. Первоначально у нас работали люди, пришедшие с физтеха. Затем мы стали подбирать персонал. С медиками лучше разговаривать на их языке, поэтому на должность менеджеров по продажам к нам приходили врачи».
Стратегия продвижения продукта конечным потребителям актуальна и сегодня, несмотря на то что компания работает в основном с дилерами-оптовиками. «Мы участвуем в научных конференциях, проводим практическое обучение, как работать с нашими средствами. Тем самым побуждаем потенциальную клиентуру просить своих поставщиков обращаться к нам за необходимыми для работы дезинфектантами», — поясняет г-н Путырский. Обычно компания организует семинары непосредственно в больницах. Врачам и медсестрам сотрудники «Растер-Део» объясняют, для чего необходим тот или иной препарат, и показывают, как проводить дезинфекцию. К примеру, после серии подобных обучающих курсов, прошедших в больницах Челябинской области, компания за месяц получила заказов на сумму более 1 млн руб. Но, поскольку у бизнеса есть социальный подтекст, иногда коммерческие интересы уходят на второй план. Валерий Путырский вспоминает случай из недавней практики, когда в роддоме Краснотурьинска произошла трагедия — из-за внутрибольничной инфекции погибли малыши: «Нам очень хотелось помочь клинике. Наши специалисты повезли туда средства и распыляющую аппаратуру, которыми роддом не пользовался до тех пор. Приехали, а там переполох. Оказывается, только что обработка прошла, а все анализы показывают наличие инфекции. Наши ребята надели халаты и провели дезинфекцию, и, лишь когда получили отрицательные пробы, запустили роддом».
Выстроив сбыт на Урале, компания принялась налаживать связи за пределами региона. СЕРГЕЙ ИРИЖЕПОВ, коммерческий директор ГК «Растер-Део», рассказывает, что в масштабах страны изначально основным каналом продвижения были крупные отраслевые выставки. После участия в них у «Растер-Део» появлялись новые сбытовые агенты на территории России. Г-н Ирижепов: «Раньше выставки были действенным инструментом привлечения покупателя. Сейчас они измельчали, особенно региональные. Количество и качество посетителей падает. Выставки нередко служат не способом продвижения, а индикатором того, что та или иная фирма еще жива». Поэтому сейчас компания участвует лишь в самых крупных выставках (например, «Здравоохранение» в Москве), а также с рекламными целями обращается к отраслевым СМИ, Интернету, делает рассылку информации и образцов продукции. «Для продвижения в Сети прежде всего используем собственный сайт, постоянно его совершенствуем. Выкупаем в поисковых системах слова (гранокс, део-бактер, дезинфекция, дезинфицирующие средства, средства для дезинфекции, дезсредства, клопы, комары, мухи, тараканы, плесень, паводки, борьба с плесенью, дератизация), обмениваемся баннерами с компаниями-партнерами», — уточняет Сергей Ирижепов.
В клиентской базе «Растер-Део» сейчас около тысячи сбытовых контрагентов (оптовиков и конечных потребителей), а география поставок охватывает 97 городов России и ближнего зарубежья.
В 1998 г. руководство компании решило диверсифицировать бизнес. Вторым направлением деятельности (после продаж дезинфицирующих средств) стало предоставление услуг по обработке помещений. «Мы можем производить так называемые 4Д-обработки. Дезинфекция — избавление от микроорганизмов. Дезинсекция — убиваем насекомых и членистоногих (клещей, тараканов, клопов и т. д.). Дератизация — смерть грызунам. И осуществляем деструкцию запахов», — перечисляет направления Валерий Путырский.
Услуги приносят дополнительный доход и значительно расширяют клиентскую базу компании. Например, вузы регулярно заказывают дезинсекцию общежитий. Некоторые организации обращаются за разовой обработкой. «Недавно мы избавляли монастырь от вшей, — вспоминает г-н Путырский. — К ним приходит много паломников, которые несут с собой не только веру неистовую, но иногда и вшей. А они кусаются, мешают сосредоточиться на божественном».
В Екатеринбурге в сегменте услуг по дезинсекции и дератизации работает еще 15 организаций. Крупные заказы клиенты отдают через тендеры или по отзывам об эффективности обработок. Чтобы заявить о себе и повысить качество услуги, в компании решили открыть «ресторан для крыс». Так между собой сотрудники называют лабораторию, где готовят приманки и яд для грызунов. «Крысы — существа, безусловно, разумные. Они предпочитают не отбросы, а ресторанную пищу. На каждом объекте пристрастия крыс разные, они любят то, что готовят именно там», — делится наблюдениями Валерий Путырский. В лаборатории под каждый объект готовят специальное «блюдо» с ядом, рецепты держат в секрете. Известно только, что в приманку добавляют основные компоненты пищи от конкретного заведения. По свидетельству генерального директора, в «ресторане» очень вкусно пахнет, а среди ингредиентов встречаются и крупы, и рыба, и даже сырокопченые колбасы.
Деструкция запахов — сегмент, где практически нет конкуренции. «Крайние случаи подобных обработок — это устранение трупного запаха, например обработка квартир, где умирают одинокие старики, или моргов». Молекулы запаха разрушаются специальной аппаратурой, распыляющей химические средства. Сергей Ирижепов: «Оборудование и формулы химических средств мы полностью разработали сами и запатентовали. Деструкция запаха — новое направление для России, а на Западе оно уже распространено». Иногда услугу заказывают авиакомпании. «Например, мы обрабатывали самолет, перевозивший останки погибших после трагедии в Иркутске», — заключает г-н Путырский.
Шесть лет назад, в 2001 г., когда поставки из Франции и каналы сбыта продукции были отлажены, а услуги поставлены на поток, в «Растер-Део» решили запустить собственную производственную площадку. «Это позволяет снизить себестоимость продукции в два раза», — подсчитал Валерий Путырский. «Растер-Део» вместе с прежним французским партнером — компанией «ПФХ» создали совместное предприятие. На Вторчермете, на территории Технохимзавода, организовали производство химических средств для дезинфекции, аналогичных тем, что раньше закупали за рубежом. Первоначальные инвестиции (1 млн руб.) полностью обеспечили французы. Средств хватило, чтобы запустить станок таблетирования. «Мы первыми в России стали таблетировать хлорсодержащее средство для дезинфекций «Део-хлор». В его состав входит 21 компонент, но основная сложность не в сырье, а в технологии прессования, которую мы отрабатывали с французами в течение двух лет. В итоге приспособили станок для прессования сахара», — рассказывает г-н Путырский.
Вслед за линией таблетирования запустили технологический участок по изготовлению и розливу жидких препаратов. Здесь выпускают препараты собственной рецептуры («Део-бактер») плюс разливают в более удобную упаковку средства, произведенные во Франции (серии «Дюльбак»). Сейчас линейка продукции собственного производства включает 12 наименований, а доход от продаж достигает 57% годового оборота.
За счет низкой стоимости собственная продукция постепенно вытеснила аналогичную французскую. Сергей Ирижепов: «Производство не всегда успевает за спросом. Через год после запуска наши продажи начали стремительно расти. В физическом выражении, т. е. по объему проданной продукции, они выросли в три раза. В денежном выражении рост меньший — российский продукт дешевле».
По словам Валерия Путырского, французский партнер не возражал против замены его продукции российским аналогом, поскольку доход совместного предприятия стороны делят пополам. Более того, французы по-прежнему помогают русским, передавая им рецептуру и технологию изготовления химических средств и предоставляя некоторое б/у оборудование с собственного завода.
Подводя итог более чем 16-летней деятельности компании, Валерий Путырский говорит: «Годовой оборот предприятия увеличивается ежегодно на 10%, но бывают и скачки до 50%, например, после открытия собственного производства». В 2006 г. годовой оборот достиг $8 млн. 20% от маржинального дохода приносят продажи импортируемых средств, 72% приходится на товары собственного производства, остальное дают услуги. Сергей Ирижепов добавляет, что 95% дохода обеспечивают поставки бюджетным учреждениям и лишь 5% приходится на частные предприятия.
Рентабельность направлений разная. Самая низкая у услуг — около 10%, чуть повыше у продаж — 11%, рентабельность производства более 40%.
Компания продолжает искать новые ниши. Г-н Ирижепов: «С этого года мы начали развивать как отдельное направление продажи моющих средств для профессиональной кухни под брендом «Десан». Закупаем их у французов. Рынок перспективный — растет число объектов общепита, все больше рестораторов используют профессиональное оборудование, а оно требует соответствующего ухода». Но есть и трудности — на рынке присутствуют сильные конкуренты. В столице Урала работают представительства двух транснациональных компаний, производящих профессиональную чистящую химию. «Мы новички на этом рынке в России, но у нас есть солидный опыт продвижения своих товаров плюс настойчивость и изобретательность. Захватить часть рынка, растущего каждый год, нам вполне по силам. Мы будем идти напором, двигаться по ценам, развивать сервис», — подчеркивает Сергей Ирижепов.
В дальнейших планах — построить новый завод. Резервы нынешней производственной площадки исчерпаны, а компании необходимо развиваться. Г-н Путырский: «Завод, который мы мечтаем сделать, будет фабрикой-кухней. Сварим что угодно, главное — понять, что клиент собирается делать с помощью этого средства: полы отмыть каменные или избавиться от насекомых». Чтобы построить завод, компания намерена взять заем у французов, работы планируют начать в этом году, как только найдут подходящую площадку.
«Браться надо за невыполнимые дела, лишь тогда есть возможность мобилизоваться и что-то выполнить. Петр Первый, когда видел, что матросы упали пьяными головой по направлению к порту, их не наказывал. Потому что они пытались туда добраться. Примерно так же и мы. Шли к великой цели — радиационной стерилизации, упали и лежим по направлению к ней. И частично ее достигли», — улыбаясь заключает Валерий Путырский.
1 Иглы для шприцев.
2 Предприятие под Парижем, существует с 1926 г., производит дезинфицирующие и моющие средства.
досье
Группа компаний «Растер-Део»
Год основания — 1991.
Направления деятельности: производство и продажа дезинфицирующих и чистящих химических средств, оборудования, оказание услуг по санитарной обработке помещений.
Ассортимент собственной и импортируемой продукции: 42 наименования.
Портфель брендов: «Део», «Растер», «Продез», «Део-хлор».
Клиентская база: 1 тыс. предприятий.
Годовой оборот за 2006 г. — $8 млн.
Источник: данные компании.