Меню

Расходы города считают в детских садиках

У Екатеринбурга в 2010 г. есть около 4,7 млрд руб. свободных средств. Это — бюджет развития города, деньги, которые остаются после обязательных трат (на содержание социальных учреждений, текущий ре

Бюджет Екатеринбурга теряет на кризисе по 30 детских садиков в год. Единицу измерения ввел вице-мэр Александр Высокинский: «30 детсадов» нагляднее, чем «3 млрд руб. выпадающих доходов». Но в тратах города детские учреждения сильно уступили метро: под землю в 2010 г. вкопано 22 из 40 условных садиков. Вице-мэр рассказал, как администрация выбирает расходы, почему новое строительство важнее Большого Екатеринбурга и как с муниципальных конкурсов сбегают с деньгами.

У Екатеринбурга в 2010 г. есть около 4,7 млрд руб. свободных средств. Это — бюджет развития города, деньги, которые остаются после обязательных трат (на содержание социальных учреждений, текущий ремонт, обновление техники, зарплаты врачей и учителей и т. д.). Но и эти четыре миллиарда свободны лишь условно. На них городу нужно: заплатить по кредитам, возвести детские сады, проложить или починить дороги, отремонтировать больницы, школы, театры, разбить клумбы и строить метро. Метростроевцы в этом году отъели половину бюджета развития — 2,2 млрд руб. С ремонтом дорог помогла Москва, выделив под занавес строительного сезона 1,3 млрд. Прочие статьи Екатеринбург финансировал по остаточному принципу.
Такой расклад — антикризисное решение мэрии, объясняет Александр Высокинский: «Мы все время ищем баланс между расходами на социальную сферу и на развитие инфраструктуры. Нужно думать об объектах, которые не окупятся, но без которых не обойтись. Таких, как метро».
А в метро обязательно было вкладывать половину свободных денег?
— С точки зрения популизма — нужно все отдать на детсады. И под аплодисменты их сдавать, пока не кончатся деньги. Или проесть бюджет развития. На 4 млрд можно сделать капремонт во всех школах, например. Но зато не будет дорожных развязок и метро на Ботанике, а без него через пять лет наступит транспортный коллапс. Можно рассуждать, что тогда нашей команды, возможно, уже и не будет. Но позиция администрации другая: есть приоритеты, которые нужно развивать любой ценой.
При этом на переселение из ветхого жилья, например, в 2010 г. заложили только 19,6 млн руб., на детские садики — 739 млн.
— Отселение из ветхого жилья — обязательство государства. Сколько вышестоящий бюджет дал — столько израсходовали. Программу по детским садам мы тоже делим с областью. В целом, на что тратить деньги, понимаем, исходя из выбранной и утвержденной стратегии развития. Для простоты в последнее время мы меряем бюджет развития детскими садиками. Удобно, потому что в среднем каждый стоит 100 млн руб.
То есть метро в этом году обошлось в 22 детских садика, а сокращение доходов в кризис — примерно в 30 детсадов в год.
— Садики — просто для наглядности. Как еще показать объем денег, которые мы сегодня вкладываем в метро? Если серьезно, считаем, конечно, в миллиардах. Объем бюджета развития Екатеринбурга в лучшие годы доходил до 7 млрд руб., а в кризис стал от 4 до 5 млрд.
Почему 1,3 млрд руб., которые достались городу на ремонт дорог, пришли к концу лета?
— Дорожные деньги — это же политический проект. Они упали не при планировании наших расходов. У федерального бюджета в течение года появился жир. И теперь его выдают регионам. Дорожные деньги на нас упали в июне.
Уже тогда упали?
— Решение пришло. Денег еще не было. Дальше — смотрите. В июне — решение, мы готовим документы для объявления конкурса. 15 июля начинаем его. 30 дней объявление о конкурсе висит. 15 августа он начинается, 1 сентября заканчивается. Все понимают, что 1 октября уже дожди, осень, для ремонта дорог не лучшее время. Что для нас это означает? Что мы должны освоить 1,3 млрд за месяц! Перекрыв весь город. Если бы нам в начале года сказали: «Деньги будут», мы бы в мае уже были готовы приступить. Май, июнь, июль Такого лета давно уже не было!.. Но приятно, что по 2011 г. решение принято уже сейчас: город получит 1,033 млрд руб.
Вы упомянули, что есть непременные расходы. Какие сферы город будет финансировать всегда?
— Те, которые работают на выполнение главной функции. Одна из главных функций руководства города — создать условия для развития бизнес-среды. Образно, мы готовим почву, удобряем. В этой земле предприниматели сажают свои деревья. Мы с этих деревьев получаем часть плодов, вкладываем их в землю и т. д. Если плоды съедать, землю не удобрять, через некоторое время деревья перестанут расти. Город без метро и развязок задохнется. Если мы не сделаем приличные въезды в Екатеринбург, то потеряем реальные деньги на грузовом трафике. Если по выходным вся область и «Ханты-Мансийские Эмираты» съезжаются в IKEA — это хорошо. Но мы должны сделать так, чтобы к IKEA было удобно проехать. Поэтому и строящаяся развязка возле ТРЦ «МЕГА» не только ему самому нужна. Это налоги, которые мы с него собираем, — существенные деньги.
Отдельная задача — создание строительного комплекса, который может осваивать серьезные суммы и тем самым развивать Екатеринбург. Если сегодня стройкомплекс осваивает миллиард, не факт, что завтра он сможет враз выполнить работы на 5 млрд. Нужно больше стройматериалов, рабочих, проектных организаций. И такие объемы будут. Поэтому, чтобы не уничтожить стройкомплекс, город в кризис привлекал кредиты на продолжение строительства крупных объектов.
Городу было выгодно создавать условия для строителей, когда стройкомплекс рос по 30% в год. Социальные задачи решаются, жилье хорошо продается, деньги в бюджет идут. Но вот кризис, картина поменялась. Как вы решаете, какие сферы надо поднимать в первую очередь?
— Базовый документ для всех городских решений — стратегический план развития. Он был принят в 2003 г., сейчас мы корректируем показатели. Но все основные направления сохраняются. Мы не говорим, что какие-то виды бизнеса поддерживаем, а какие-то нет. Это неправильно. Мы создаем условия для всех. А если в городе растет строительный рынок, это значит, что его тянет внутренний платежеспособный спрос. Сегодня средняя зарплата по городу — 25-26 тыс. руб. По стране — около 20 тыс.
Все логично. Вспомним 90-е гг., бурное развитие вещевых рынков: граждане просто пошли одеваться. Оделись. Дальше — надо приличный телевизор и микроволновку. Идет взрывообразный рост магазинов бытовой техники. Дальше захотели сделать ремонт. Потом купили машину. Потом стало тесно — новую квартиру. Это развитие городского сообщества, нормальный эволюционный путь. Кризис планы горожан подтормозил, но желания не изменил.
Желания — да, но при зарплате 25 тыс. руб. и себестоимости жилья 30 тыс. руб. за квадрат высокого платежеспособного спроса не обеспечить. Насколько при принятии бюджетных решений велик вес лобби тех же строителей?
— У вас неверное понимание вложений городских средств. Федеральный бюджет реально может давать деньги в рынок. Областной может. А для нас в законе четко прописаны полномочия — нельзя. Как вообще оценить, вкладываем ли мы деньги в строительный рынок? Вот микрорайон Академический: привлекает средства областного и федерального бюджетов. Мы только паритетно финансируем строительство дорог и учреждений социальной сферы — выполняем свои функции. Мы тем самым вложились в строительный рынок?
Безусловно.
— Потому что район значимый. Посмотрим с этой позиции на проект «Большой Екатеринбург». Проблем у городов-спутников полно. Если мы объединимся, то их необходимо подтягивать до уровня Екатеринбурга. Для этого весь бюджет развития лет пять надо тратить на решение дорожных проблем Березовского, Арамиля и т. д. В итоге у горожан нет детсадов, метро, транспортный коллапс, все недовольны.
Большого Екатеринбурга пока нет.
— Я говорю о логике действий. Так, может, нам надо не с городами объединяться, а помогать строить Академический? Который по населению не 170 тыс. человек, как все эти города, а 300 тыс. И будет сразу на уровне — не надо заниматься решением чужих проблем. Это будет неплохо! Учитывая, что спутники относятся к нашей идее так, будто мы их захватываем. Вообще-то мы им хотели помочь. Нет — так нет.
Академический — наш приоритет. Лобби ни при чем. Есть стратегический план развития, есть генплан — надо развивать город в юго-западном направлении. Дальше администрация принимает решения согласно плану и выносит их на гордуму. Задача депутатов — оценить планы, в том числе с позиции жителей своего округа. Наша задача — при всех текущих проблемах проводить централизованную политику развития города. Бюджет развития — это баланс между социальными и развивающими статьями. Например, мы два года делали уклон в сторону развития инфраструктуры (метро, развязки, дорожные сети), теперь подтягиваем социальную сферу — детские сады и прочее.
Куда будет уклон в ближайшее время?
— В ближайшие два года между бизнес-средой и «социалкой», я думаю, сохранится пропорция 50/50. По детским садам большая программа: будем возвращать здания, используемые не по назначению. В том числе отселять из них федеральные структуры — милицию, МЧС. Область обещала помочь.
От муниципальных конкурсов, по отзывам их участников, иногда страдает сам бюджет. Застройщики передают, как пару лет назад никому не известная компания выиграла конкурс на строительство садика, предложив 70 млн руб. за контракт. Потом — скрылась с деньгами, и достраивать детсад пришлось другим. Город может как-то обезопасить себя от такого?
— В федеральных правилах муниципальных конкурсов прописано четко: при выборе поставщика мы обязаны руководствоваться самой низкой ценой. С этим ничего не сделать.
Почему, ведь здесь очевидный пробел?
— Большое видно на расстоянии. Но видно почему-то только регионам. Москва пробелы видеть не хочет. Если бы видели, сколько денег в городах расходуется впустую, потому что заключаются контракты с фирмами-однодневками! Но ФАС всех жестко контролирует. На конкурс мы всех должны допустить. Я представляю, как работают недобросовестные участники. Приходят, «берут» контракт. Потом идут к крупным застройщикам и говорят: «Ну что, отдайте нам столько-то процентов, деньги пропустим через наш счет, а строить все равно вам». На сегодня законодательного ограничения против фирмы, в которой есть только стол, стул, ручка и директор, нет. Это официальная позиция государства.
Но какие-то есть механизмы?
— Нет. Никаких.
Можно сказать, что предложена необоснованно низкая цена.
— Нет. Придет ФАС и накажет. Нижнего предела по цене нет, и это одна из основных проблем. Не говоря о том, что позиция «купить дешевле» — это из философии нищих. Например, все понимают, что автомобиль «Волга», который разработан в 50-е гг., за два года эксплуатации съест столько денег, сколько составляет разница в цене между «Волгой» и Toyota Camry. Но когда управление образования пытается купить себе Camry, блогеры поднимают бузу: «Что за дела, пусть ездят на «Волгах»!»
Да не вопрос. Мы поставили эксперимент. Купили «Волгу». И четко фиксируем все затраты на этот продукт отечественного автопрома. Если за два года общая сумма превысит стоимость Camry, будет что ответить блогерам.
Все-таки как мэрия борется с недобросовестными поставщиками?
— Изменения в закон о конкурсах рано или поздно внесут. Но это из серии «мы сперва все рушим до основания, а потом создаем». А пока приходится через суд выгонять таких подрядчиков.
Как изменится бюджет Екатеринбурга в 2011 г.?
— Полагаю, доходы останутся практически на уровне 2010 г. Основные источники денег для города — НДФЛ и земельный налог, и они резко расти не будут. Более того, государство серьезно увеличивает нагрузку на работодателей. Для нас это может значить, что часть бизнеса уйдет в тень и мы потеряем в подоходном налоге. Рост бюджета развития возможен процентов на 10.