Почему от обязательного страхования страдают не только потребители, но и страховщики, и за сохранность чего сегодня переживает бизнес — в интервью на DK.RU.
«Вы вкладываете последние деньги в запуск бизнеса и не готовы потратить несколько тысяч на страхование своего имущества. А откуда тогда вы возьмете миллион, если вас затопит сосед сверху, и ваш бизнес встанет?» Директор филиала СПАО «РЕСО-Гарантия» Иван Косьмин уверен: в экономически нестабильные времена владельцы малого и среднего бизнеса все чаще будут обращаться в страховые компании, чтобы уберечь себя от убытков при пожарах, затоплениях и грабежах.
Как за последние пять лет изменился рынок страхования в Свердловской области? Что на нем происходит сейчас?
— В течение многих лет локомотивом рынка было ОСАГО: страховые компании активно продавали эту услугу и охотились за клиентом. Но с ужесточением тарифов и ограничением лимитов со стороны государства этот вид страхования начал приносить в лучшем случае нулевую прибыль, а чаще всего он теперь убыточен. Поэтому в последнее время в приоритете у страховщиков — продвижение добровольных видов страхования: КАСКО, страхование имущества физлиц и юрлиц, страхование здоровья и жизни. Дело в том, что, в отличие от ОСАГО, эти виды страхования компании могут регулировать самостоятельно в соответствии с рыночными условиями. Страховщики могут просчитать, какие тарифы они должны выставить конечному клиенту, чтобы потом с гарантией и без всякого лукавства покрыть его убытки, нормально работать и развиваться, платить налоги и зарплату своим сотрудникам. Компания может, например, поднять тариф на страховку определенных моделей автомобилей, если у злоумышленников вошло в моду угонять именно эту марку, но зато клиент получит выплату своевременно и без длительных тяжб в суде. Поскольку это добровольное страхование, и клиент, и страховщик идут на эту сделку, осознавая свои обязательства.
А что происходит с ОСАГО?
— ОСАГО, являясь обязательным видом страхования, дает массу возможностей для личностей, которые хотят нажиться на автолюбителях. Владельцы автомобилей сталкиваются со сложностями при оформлении полиса, доверяют мошенникам, которые регистрируют полисы с измененными данными, платят деньги автоюристам, когда попадают в аварии. Смотрите: вы доверили каким-то специалистам оформить вам электронный полис, они его оформляют — только ваш джип превращается в транспортное средство мощностью 70 лошадиных сил и зарегистрировано оно не в Свердловской области, а на Кавказе. Вам высылают дубликат, исправленный в фотошопе, и к этому полису никто не придерется до тех пор, пока не настанет страховой случай. Но когда он наступил, выплаты вы получить, понятно, не сможете.
На протяжении многих лет страховщики говорили о том, что люди не готовы страховать свое имущество, риски, жизнь — у нас просто нет этой культуры, теперь вы говорите о том, что страховщики начали активно продвигать добровольные виды страхования. Что-то изменилось?
— Конечно, пока большинство граждан продолжает полагаться на русский авось, и основной проблемой на рынке страхования по-прежнему остается низкая информированность населения. Но постепенно отношение к страхованию меняется, и мы — компании, работающие на этом рынке, прикладываем к этому большие усилия. Я очень надеюсь, что этому будет способствовать активизация работы союза страховщиков Уральского региона (ССУР) «Белый соболь». Это одно из старейших профессиональных союзов региона, и мы планируем с его помощью усилить работу с населением.
В последнее время о нем практически ничего не было слышно…
— Союз создавался как площадка для взаимодействия местных страховых компаний, но позже большую часть рынка заняли федеральные страховщики. Они скептически относились к развитию регионального объединения: у каждой компании есть собственная политика, которую диктуют из центра, свой бизнес-план. Но в последнее время даже федералам стало понятно: без подготовленного, «теплого» рынка мы все будем биться в закрытые ворота, поэтому без объединения усилий нам не обойтись. Мы каждый боремся с одними и теми же проблемами, но по одиночке, и, естественно, решить их не можем. Нам нужно донести до клиента, в чем заключается выгода страхования, что это — не страшно, что получить выплаты по страховым случаем можно без проблем. Кроме того, совместно проще бороться с мошенниками на этом рынке, можно договориться об общих правилах игры — например, как должны работать аварийные комиссары.
Мы уже начали работать в этом направлении — «Белый соболь» собирает секции юристов, безопасников, к нам начали прислушиваться в судах. Ведь одно дело, когда со своей проблемой обращается конкретная компания (считается, что это ее личная проблема, и решать она должна ее сама), а другое дело, когда об общей проблеме заявляют представители профобъединения: это уже получается не проблема конкретного юрлица, а рыночная тенденция. И мы рассчитываем, что в наш союз будут входить не только страховщики, но и представители органов госбезопасности, областной администрации, чтобы можно было эффективно выстраивать взаимодействие в рамках правового поля.
А как к добровольному страхованию относится бизнес? Насколько активно юрлица пользуются возможностью застраховать имущество, товары, ответственность?
— Бизнес постепенно начинает приходить к тому, что в наше непростое время дешевле отдать деньги за страховку, чем потом искать крупные суммы на возмещение ущерба. В первую очередь это касается малого и среднего бизнеса. Крупные производства, как правило, обладают некоей финансовой подушкой безопасности, им проще локализовать и ликвидировать последствия какого-либо форс-мажора. Владельцы же небольших магазинов, парикмахерских, кафе, которые вложили в свой бизнес собственные средства, вряд ли смогут оперативно найти, условно, миллион рублей на то, чтобы спасти свое помещение, затопленное соседями сверху. Поэтому юрлица все чаще страхуют свое имущество, товары — при перевозке или остатки на складе, ответственность перед третьими лицами, простой из-за непредвиденных обстоятельств. При правильно подобранной защите страховая возместит ущерб за пожар, залив помещения, сбой в системе работы оборудования и т.д. Кроме того, ответственные работодатели могут страховать своих сотрудников — от несчастных случаев, травм, приобретать программу ДМС.
Велика ли доля юридических лиц в структуре клиентов страховых компаний?
— У нас (я имею в виду филиал СПАО «РЕСО-Гарантия») доля юрлиц в сборах занимает 20%, но с каждым годом этот показатель увеличивается. У аудитории бизнес-клиентов — большой потенциал, и динамика есть из года в год — как у отдельно взятой компании, так и по рынку в целом.