Меню

Разрушить бизнес супермаркетов. Как владелец сети «Красное и Белое» стал миллиардером

«Самый эффективный ритейлер — тот, кто предлагает ограниченный ассортимент». Основатель самой быстрорастущей сети сделал состояние на продаже дешевого алкоголя, но поддерживает ужесточение рынка.

Основатель и основной владелец сети «Красное & Белое» Сергей Студенников стал новым долларовым миллиардером в России, пишет Bloomberg. Издание не приводит оценку его состояния, но в конце прошлого года Forbes называл показатель в $950 млн. В прошлом году выручка ритейлера выросла на 50% до 215 млрд руб., в этом году ожидается рост еще на 40%. Сейчас «КБ» насчитывает 6700 торговых точек в 57 российских регионах. Студенников, заручившись поддержкой Сбербанка и ВТБ, останавливаться не намерен.

Мы открываем в среднем шесть магазинов в день, — сказал он агентству во время интервью в Москве. В следующем году он намерен перевезти туда штаб-квартиру компании, потому что много времени обсуждает противоречивые правила рынка с чиновниками. 

Студенников начал бизнес во время зачистки алкогольного рынка и борьбы с пьянством в России. Бывший бутлегер, он знает, как ориентироваться в сложных правилах. Бизнес «КБ» основан на широком ассортименте алкоголя и небольшом выборе продуктов питания, а не наоборот. Магазины сети насчитывают примерно 1300 позиций: на алкоголь приходится порядка 800 из них, а продукты питания — порядка 400. Место на полке получают поставщики, которые предлагают самую низкую цену. Эта модель рушит всю индустрию супермаркетов, говорит глава агентства Infoline Иван Федяков:

Алкоголь был самой прибыльной категорией для крупнейших продуктовых ритейлеров, но «Красное & Белое» разрушает рынок.

Сергей Студенников жестко обращается с поставщиками и сотрудниками. Некоторые из бывших работников сети рассказали, что в конце месяца им приходилось платить за нераспроданные запасы товара. 

Самый эффективный ритейлер — тот, кто предлагает ограниченный ассортимент, как Aldi в Европе. Слишком большой выбор повышает затраты, которые в конечном счете сказываются на потребителях, — сказал бизнесмен.

Студенников заявляет, что хочет изменить отношение россиян к алкоголю: россияне потребляют на 80% спирта больше, чем в среднем по миру. Отличие «КБ» от конкурентов в том, что сеть продает вино, уже оцененное международными экспертами. Это добавляет целых 30% к оптовой цене на самом быстрорастущем рынке, но Студенников говорит, что способен продавать достойное вино по цене меньше $15 за бутылку. Он также заявляет, что полностью поддерживает более строгий надзор за алкогольной отраслью, потому что это ударило по черному рынку:

Алкоголь должен пробуждать вкус к жизни. Посмотрите на Италию и Францию, где люди просто наслаждаются вином и никто не пьет до смерти.