Меню

Развивайся или увольняйся

эксперты Александр Гуревич руководитель направления по развитию партнерской сети ООО «САП СНГ» Роман Манохин директор и собственник офиса АН «Новосёл» Илона Машковская представитель МДМ-Банка на Ур

Кризис — не время, чтобы залечь на дно. Пока одни жалуются на массовые сокращения и отсутствие вакансий, другие не только сохраняют рабочие места, но и продвигаются вверх по карьерной лестнице.

эксперты
Александр Гуревич
руководитель направления по развитию партнерской сети ООО «САП СНГ»
Роман Манохин
директор и собственник офиса АН «Новосёл»
Илона Машковская
представитель МДМ-Банка на Урале
Елена Орлова
директор филиала МТС в Свердловской области
Бауржан Торланов
директор «Вимм-Билль-Данн» на Урале
Мария Черноус
директор салона Mr.Doors

Почему уровень образования сотрудника не аргумент для повышения зарплаты?
Какие преимущества дает работа в федеральной компании?
Почему сложно строить карьеру в филиале международной корпорации?
С какими предложениями целесообразнее обращаться к руководителям?
В новых рыночных условиях сотрудникам приходится бороться за свою карьеру вдвойне. Как только компаниям стало не по карману содержать раздутый штат, количество резюме на рекрутинговых сайтах увеличилось многократно, а вот желающих принять армию высвободившихся специалистов (среди которых немало профессиональных управленцев) сейчас единицы. Оставшиеся в штате сотрудники теперь рискуют застрять в своей должности на годы: когда развитие организаций заморожено и все крепко держатся за работу, новых мест появляться и высвобождаться будет мало. Но это лишь теоретически. Как показывает опыт екатеринбургских руководителей, если следовать ключевым принципам роста, во все времена есть возможность возглавить компанию, в которой ты еще недавно был «самым маленьким» человеком.

Рост в рамках одной компании наиболее оправдан

Собравшиеся в рамках Дискуссионного клуба эксперты строили карьеру без какой-либо помощи извне. Когда нет протекции (блата), всегда помогает упрямство и целеустремленность. Например, РОМАН МАНОХИН, ныне директор и собственник офиса АН «Новосёл» на ул. Красных Командиров, еще несколько лет назад был разнорабочим на стройке, куда попал прямиком из родной Средней Азии. «Продал дом за $500 и приехал в Екатеринбург на заработки», — вспоминает он. Не к кому было обратиться и нынешнему региональному директору «Вимм-Билль-Данн» на Урале БАУРЖАНУ ТОРЛАНОВУ — он приехал в Новосибирск из Казахстана. ИЛОНА МАШКОВСКАЯ, представитель МДМ-Банка на Урале, уехала из Нижнего Тагила получать высшее образование в Москву, где вначале устроилась на практически неоплачиваемую работу стажера в аудиторской фирме.

Сформулировать рецепт своего карьерного роста эти практики менеджмента сразу не смогли. До сути добрались методом «от противного», постепенно снимая шелуху общепринятых иллюзий.

Основным признали заблуждение, что растут самые образованные сотрудники. «Я часто слышу, как спрашивают человека, который идет получать второе высшее или МВА: ну и на сколько, ты думаешь, тебе повысят зарплату?» — наблюдает г-жа Машковская. В реальности людей, рассчитывающих на новую карьерную ступень после окончания очередной обучающей программы, скорее всего, ждет разочарование. Никакие курсы сами по себе аргументом для начальст­ва не станут, тем более если обучение происходило за счет компании (тогда по­следующие требования о повышении вызывают в лучшем случае смех, в худшем — агрессию). То есть в идеале карьерист должен сам решать, каких знаний ему не хватает для достижения поставленных целей, и учиться за собст­венные деньги и в свободное от работы время. «Я сейчас учусь на МВА и делаю это за свой счет, так как дополнительное образование нужно лично мне», — уточнила ЕЛЕНА ОРЛОВА, директор филиала МТС в Свердловской области.

Вторая ключевая иллюзия, развеянная экспертами Дискуссионного клуба, заключалась в том, что продвигаются быстрее других те, кто часто меняет работодателей ради возможности хоть и небольшого, но повышения. Такой карьерист быстро попадает в категорию «летунов» и при прочих равных проигрывает другим соискателям. «Не люблю тех, кто в предыдущих компаниях работал по году. Руководитель среднего звена редко успевает завершить порученный ему проект за это время. Поэтому у меня возникает закономерный вопрос к такому соискателю — а почему ты, собственно, ушел?» — объяснил г-н Торланов. Сами эксперты годами строили карьеру в единожды выбранных бизнесах. МАРИЯ ЧЕРНОУС, директор салона Mr.Doors, проработала в предыдущей компании («Апрайт») восемь лет, где из менеджера по продажам выросла до директора направления бизнес-образования. В другой бизнес г-жа Черноус перешла, только когда ее направление закрыли. Бауржан Торланов пришел в «Вимм-Билль-Данн» в 2000 г. А, например, г-жа Орлова работает в МТС уже 11,5 лет. «У меня ушло девять лет, чтобы подняться со ступеньки специалиста офиса продаж до нынешней должности. Все первые клиенты «Уралтела» были моими личными клиентами», — вспоминает она.

Мелкие бизнесы не гарантируют развития

Выбор единственной компании наи­более оправдан, если у организации федеральный или хотя бы региональный масштаб. Во-первых, структуры такого уровня сравнительно устойчивы в кризисные времена и к тому же всегда работают вбелую (значит, персонал может рассчитывать на условия, гарантированные Трудовым кодексом). Во-вторых, перед любым сотрудником открывается широкий выбор должностей и большие возможности получения профессиональных навыков.

«Взять хотя бы то, что в компании городского масштаба должность коммерческого директора одна, а в федеральной есть множество филиалов. Я сначала работал в новосибирском филиале ВБД, а потом уже переехал возглавить уральское подразделение», — поясняет г-н Торланов. С ним полностью согласилась Илона Машковская: «Помимо возможности реализовать себя в другом городе в крупномасштабном бизнесе всегда есть шанс развивать какое-то направление с нуля». У г-жи Машковской такая стратегия запланирована не была, но после 3,5 лет работы в головном офисе МДМ-Банка возник вопрос, кого назначить ответственным за развитие нового направления в региональные офисы. «Я работала в корпоративном блоке МДМ-Банка. Сюда приехала, чтобы развивать инвестиционный бизнес в Уральском регионе», — рассказывает Илона Машковская.

В любом случае при работе в крупной федеральной компании у управленцев неизбежно формируется принципиально другой масштаб мышления, чем в небольших организациях. «Мелкий бизнес решает проблемы сегодняшнего дня, а мысли большого заняты тем, как эффективнее инвестировать в будущее», — отмечает Бауржан Торланов. И логичнее сразу задать себе максимальную планку компетенций. Потом можно всегда перейти в меньший по размерам бизнес на более высокую должность. Елена Орлова: «У нас был опыт реорганизации компании при проведении процедур присоединения. В результате таких процессов всегда высвобождается часть персонала — специалисты, руководители отделов. Если они решали перейти в местные компании, их отрывали с руками и ногами и брали, например, с должности ведущего специалиста сразу директором по маркетингу. Причем с весьма достойной оплатой труда».

Впрочем, среди крупных компаний есть исключение — поступать на работу в российский филиал международной корпорации ради карьерного роста эксперты уже не советовали. «Из-за специфики русского менталитета им наши топ-менеджеры практически не нужны. Если в российских компаниях многое зависит от способности принять мгновенное решение, т. е. организация держится на человеке, то у них очень структурированный бизнес и требуются люди, привыкшие работать в системе», — пояснил г-н Торланов.

Разумный самопиар и желание расширить круг своих задач ценны для будущих руководителей

Впрочем, крупная компания дает лишь возможность роста, ею нужно еще уметь воспользоваться. Г-жа Орлова красочно описала, как происходил ее прием на топовую должность: «Это была оценка компетенций, деловые игры, собеседования, стресс-интервью, столкновения лоб в лоб — я прошла все мыслимые и немыслимые варианты оценки персонала. Причем приходилось постоянно находиться в тонусе и в любой момент быть готовой к встречам. Например, мне позвонили и сказали: завтра в 15.00 прилетайте в Санкт-Петербург, аэропорт Пулково, там будет собеседование, другого времени у начальства в ближайшем будущем нет».

Если есть желание добиться повышения, несмотря ни на что, эксперты советуют проявлять себя при помощи разумного самопиара (много общаться и всегда находиться на виду). Еще одним способом может стать составление плана личного развития вместе с начальством. Хотя эти прогнозы нужно отличать от обещаний. Едва ли возможно через три года прийти к своему руководителю и сказать: «Ты обещал — пора!» Обычно начальник определяет, пора или нет, по результатам работы на текущей должности и по продемонстрированным потенциальным возможностям. «То, что ты продал в три раза больше, чем надо, еще не значит, что ты будешь хорошим руководителем», — уточнил АЛЕКСАНДР ГУРЕВИЧ, руководитель направления по развитию партнерской сети ООО «САП СНГ». «Когда человека назначают на должность, от него ждут способности взять на себя новую ответственность», — добавила Елена Орлова.

«У меня есть возможность сравнивать размер этой ответственности: я был и свободным консультантом в компании «Активные Формы», и топ-менеджером в группе компаний «АСП». Так вот, консультантом быть приятнее, хотя бы потому, что не болит голова, где взять деньги на зарплату сотрудникам», — рассказывает г-н Гуревич. Понять, справишься или нет, несложно, уверены эксперты. Для этого, не дожидаясь указаний свыше, можно начать расширять функционал самостоятельно — вариант проявления инициативы, подкрепленной реальными действиями, поддержали все собравшиеся. «Увидел проблему и пришел к руководителю, но не со словами: «Смотрите, какую проблему я увидел», а с предложением нескольких вариантов решения, с четкой аргументацией преимуществ каждого из них и готовностью выполнить любой», — рассуждает г-жа Орлова. Если постоянно предлагать решения проблем, выходящих за границы текущей компетенции, решать их, а затем указывать на положительный результат, вероятность узаконить эти расширенные компетенции близка к 100%. Тогда в плюс пойдет и дополнительное образование, способное пригодиться непосредственно в рамках этого функционала.

«А вообще, мне нравится принцип up or out — или ты растешь, или тебя уволят. Больше трех лет в одной должности находиться нельзя», — резюмировал Александр Гуревич. Карьерный рост — это естественно, подытожили эксперты Дискуссионного клуба.