«Фирмы покупали новые станки, начинали бизнес, но бросали — не получалось. Мы смотрели, какое б/у оборудование появлялось в продаже, новое было совсем не по карману», — Андрей Лодкин, FoodFace.
Андрей Лодкин родом из Коми, там он выучился на шахтера и работал механиком в шахте. В начале 2000-х, когда с выплатой зарплаты начались проблемы, Андрей с супругой приняли решение переехать в Екатеринбург. Именно здесь будущий предприниматель впервые столкнулся с производством картонной упаковки — сменил несколько компаний, работавших в этом направлении. Успел поработать на разных должностях — от механика до начальника производства, в том числе, в компании «Восток», которая одной из первых в России запустила цех картонных стаканчиков под чай и кофе и другой упаковки.
В очередной раз столкнувшись с тем, что выплаты задерживают, Андрей собрал свои накопления, взял кредит и купил первый б/у станок — тигельный пресс (обошлось это в 450 тыс. руб.). Ходил на основную работу, а по вечерам делал на заказ вырубку из картона. Набравшись опыта, в начале 2017 г. Андрей Лодкин зарегистрировал ИП и запустил полноценное производство. Сейчас у него стоят, в том числе, станки компании «Восток» — когда производитель обанкротился, предприниматель на торгах выкупил оборудование и позвал на работу сотрудников, оставшихся без работы.
Сейчас производство работает под брендом FoodFace, здесь делают бумажные стаканы, тарелки, упаковку для мороженого и другую посуду из картона, которую закупают всемирно известные бренды. Компания выросла до 60 человек, непосредственно на производстве заняты три рабочие бригады по 10-12 человек. Самые ходовой товар — картонные стаканчики, в рабочую смену их производится около 150 тыс. штук. Тарелок делается меньше — 500 тыс. штук в месяц, еще порядка 200 тыс. штук — это коробочки для WOK-лапши, картошки фри и других продуктов.
«Барашек» из картона. Как делается стаканчик для кофе?
Производство начинается с выбора картона. Для стаканчиков в компании заказывают финский картон, для тарелок — российский. Он хранится на складе, и когда FoodFace получает заказ, технолог выбирает картон необходимой плотности.
В России, к сожалению, картон, из которого можно делать стаканчики, никто не производит. Сейчас многие компании работают на китайском картоне. Технология такая: Россия выращивает лес, продает в Китай, Китай делает картон, продает в Россию. Финны все выращивают и делают сами, но у них технология производства отработана и постоянна. Китайский картон нестабилен по качеству, да и уровень ответственности там другой, — говорит Андрей Лодкин.
По его словам, у картона для стаканчиков есть определенные требования к качеству: в частности, связь между слоями и волокнами. И закрутить «барашек» (так называется верхняя часть стаканчика) из российского картона не получается: он рвется.
— Если стакан пластиковый, он герметичен, здесь же идет спайка бокового шва, припайка дна, и если чуть-чуть не припаялось, стакан может протечь. Есть процент брака, но у нас он небольшой — чтобы его отследить, операторы каждые два часа ставят партию «на воду» — наливают кипяток и оставляют на 20 минут. Если вдруг стакан потечет, предыдущая партия выбраковывается, механики донастраивают станок и устраняют проблему. Никому не приятно взять кофе и облить костюм, — говорит владелец производства.
Благодаря тому, что Андрей сам поработал практически на всех этапах производства картонной упаковки, он знает не только все его тонкости, но может даже в случае необходимости починить станок.
Для изготовления партии стаканчиков картон выбранной плотности режется на листы. Затем они отправляются в типографию — 90% продукции идет с брендами заказчиков. Типография наносит изображение пищевыми красками.
Затем тираж возвращается в работу — изображение ламинируется и на тигельном прессе вручную вырубается каждый лист с контурами заготовок.
Затем заготовки будущих стаканчиков пачками поступают на станок: заготовка спаивается по боковому шву, вырубается дно, ставится в каждый стакан, по кругу проходят узлы нагрева — дно к стенкам припаивается за счет полиэтилена. Клей при этом не используется. Вуаля — и на выходе получается готовый стакан.
— «Стаканчиковые» станки производят порядка 30 тыс. единиц в рабочую смену каждый. Обычно в смену работает 5-6 станков в зависимости от заказов. Мощности пока загружены примерно на 25% — высокий сезон для производства обычно начинается не раньше весны, — поясняет Андрей Лодкин.
Для изготовления тарелок подходит российский картон.
— Мы его режем, также в типографии наносим рисунок. Чтобы картон не расслаивался, когда на него положат еду, есть две технологии: поверх печати покрыть лаком (дает кратковременный эффект) или слоем пленки. Это холодная ламинация, используется пищевой клей и пленка, разрешенная для пищевых продуктов. После ламинации листы идут в тигельный пресс — здесь вырубается контур и наносятся биговальные каналы, чтобы тарелочка аккуратно сложилась по бортикам. Затем эти заготовки поступают на станок формовки тарелок. Формовщик согласно заказу комплектует их в коробки, — рассказывает Андрей Лодкин.
У компании есть патент на стаканчики для мороженого с ложкой в крышке.
В 2018 г. мы произвели слияние с фабрикой бумажной упаковки — руководитель отошел от дел, и они отдали нам все свое оборудование под управление, а также этот патент. И сейчас много компаний его уже нарушает. Знаем, что порядка 10 хладокомбинатов используют упаковку, созданную по нашему патенту. Мы были у патентного поверенного и ведем работу по защите интеллектуальной собственности: планируем разослать предупредительные письма, — говорит Андрей Лодкин.
Банкротство как источник развития. Как открыть производство, когда другие закрываются?
Все станки на производстве — китайские. Здесь же стоят и новые машины, которые пока не задействованы — в компании рассказывают, что успели получить их до ситуации с коронавирусом.
— Россия таких станков не делает вообще, делают Китай, Корея, начинает делать Индия и Германия, но в Европе ценовая политика отличается в разы. Стоимость нового станка — 2 млн руб., плюс затраты на доставку, пошлины — еще около 700 тыс. руб. Наш бизнес сложный — не зная технологии, трудно в нем чего-то достичь. У нас развитие шло больше от того, что где-то на территории России закрывалась типография или фирмы покупали новые станки, начинали этим заниматься, но бросали, потому что не получалось. Мы смотрели, какое б/у оборудование появлялось в продаже — новое было совсем не по карману. Поэтому у нас сегодня 60% — это довольно старое оборудование, которое пора обновлять. Это сложный путь, но это дешевле, чем сразу покупать все новое, — рассказывает Андрей Лодкин.
Новые станки ждут, когда производство переедет на собственную площадку. Сейчас оно располагается на базе, которая строилась под автотранспорт, цеха разрозненные — производство по мере расширения занимало соседние площади. Развиваться на этих площадях, говорит Андрей Лодкин, уже некуда. Поэтому в ближайшее время компания приобретает землю в пригороде Екатеринбурга, где будет строить собственное производство площадью 5 тыс. кв. м, а офис останется в центре города. На это понадобится порядка 80 млн руб. Начало стройки запланировано на лето 2020-го.
С получением средств помог Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП). Производство попало в федеральную программу «Выращивание», она рассчитана на 18 месяцев, в течение которых компания получает рекомендации и помощь по развитию, а потом еще в течение года — сопровождение при работе с крупными заказчиками. С помощью СОФПП FoodFace планирует приобрести в лизинг шесть станков, а после переезда — еще порядка десяти. По итогам 2020 г. Андрей Лодкин хочет увеличить товарооборот на 50-60%. Сейчас у компании порядка 15 постоянных партнеров на территории Екатеринбурга, а география поставок охватывает всю Россию. Тестовые поставки сделаны в Беларусь и Казахстан.
Мы делали анализ, насчитали порядка 35 аналогичных фирм по территории России, которые выпускают картонную упаковку. Три производства есть в Екатеринбурге. Мы ни с кем не конфликтуем, работаем дружно, я за здоровую честную конкуренцию. Я считаю, что нас отличает ширина ассортимента — большинство выпускает только стаканчики под чай и кофе — самые ходовые позиции. А у нас ассортимент представлен и под поп-корн, и под мороженое, и под лапшу wok. Если из-за сезонности у нас одни заказы минимизируются, то мы компенсируем другими направлениями. К примеру, упаковка для мороженого больше работает летом, а доставка еды — зимой, — рассказывает Андрей Лодкин.
Как приучить людей думать об экологии
Производство и использование бумажной упаковки, говорит предприниматель, более экологично, однако заказчики не стремятся активно отказываться от пластика — он обходится дешевле:
— Картонная тарелка с печатью и ламинацией разительно отличается в цене от пластиковой. А спрос на нее не такой большой, как хотелось бы — люди на картон с пластика переходят не очень охотно. Да, и у нас есть слой полиэтилена, но мы используем минимальный — 15 микрон, обязательно используются пищевые краски. Когда такой стаканчик разлагается, окружающей природе вреда не наносится. Да, тонкое покрытие остается, но, согласно исследованиям экологических компаний, он полностью разлагается менее чем за 50 лет. Для сравнения: для разложения пластикового стаканчика потребуется до тысячи лет. У нас безотходное производство — брак и всю макулатуру мы сдаем в компанию вторсырья, которая отправляет его на переработку. Сейчас нам платят 4 рубля за килограмм, картон стоит дороже, но у нас есть слой полиэтилена. Я сам был на митинге против строительства мусорного полигона в Шабровском, и для меня слова об экологии — не пустой звук. Идет тенденция к раздельному сбору мусора, поэтому я думаю, что вредность будет еще минимизирована.
По его словам, сейчас уровень рентабельности производства — порядка 10%, выручка предприятия за 2018 г. составила 21,18 млн руб., в 2019 г. — около 50 млн руб. Чистая прибыль не очень высокая, потому что упаковка дорогая, минимум зарабатывается, лишь бы компания работала и могла развиваться. Андрей Лодкин говорит, что не считал, когда окупил свой первый станок, и все, что зарабатывает, старается вкладывать в расширение и модернизацию производства:
Вкладывалось все. Я параллельно тогда работал еще на другой работе, и ту зарплату тоже вкладывал сюда. Я не экономист, у меня нет четкого понимания экономики, есть чутье, что должно сработать. Баснословные прибыли заложить нереально, и есть конкуренция по России. Я думаю, на фоне роста интереса к экологии конкуренция еще будет расти — компании, которые занимаются пластиком, будут переформатироваться в эту нишу более экологичной упаковки, поэтому нужно готовиться к жесткой конкурентной борьбе.
Благодарим за фото Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства