Государство сегодня не в состоянии без участия родителей или бизнесменов решать проблему финансирования школ. О необходимости создавать Попечительские советы говорит и указ Президента РФ «О дополни
Государство сегодня не в состоянии без участия родителей или бизнесменов решать проблему финансирования школ. О необходимости создавать Попечительские советы говорит и указ Президента РФ «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений». Помощь частных лиц образованию — мировая практика. Но только в России государство вынуждает помогать и одновременно устанавливает препоны для тех, кто мог бы откликнуться.Почему школам надо помогать
Почему школам надо помогать
Благотворительность для предпринимателей в нынешних условиях слишком обременительна. Прямое взаимодействие школы и бизнеса скорее исключение, чем правило. Сейчас в бизнесе и производстве не хватает средств даже на собственное развитие.
Но я уверен, что помощь образованию полезна как для всего общества, так и для бизнеса. Особенно я переживаю за статусные школы, наиболее продвинутые по качеству образования. Финансируя их, мы вкладываем средства в формирование среднего класса. Вспомним институт шефства из советских времен. Предприятия помогали школам своего района. В них, как правило, обучались дети сотрудников и потенциальные работники. Сегодня статусные школы посещают наши дети. В них же растет и будущее бизнеса. Если мы их не поддержим — уйдут лучшие преподаватели, и уровень образования упадет.
На личной заинтересованности предпринимателей, на мой взгляд, и стоит строить взаимоотношения школ и бизнеса. Но участие родителей-предпринимателей в развитии системы образования должно поддержать государство, муниципалитеты, которые непосредственно за нее отвечают. Пока такого взаимодействия нет. Я исхожу из девятилетнего опыта работы в Попечительском совете гимназии «Менталитет».
Партнерство или администрирование?
Попечительские советы воспринимаются чиновниками как финансовый источник, а не как общественный институт, взаимодействующий с административными органами на принципах партнерства. Такая ситуация нас категорически не устраивает.
Например, у нашей гимназии нет спортзала. Даже объединившись, родители не смогут помочь. Мы обращались в администрацию города — попытки успехом до сего дня не увенчались.
А вот желание контролировать средства, поступающие в школы от частных лиц, у администрации есть. В марте вышло постановление главы города, регламентирующее получение денег из внебюджетных источников. По нашему мнению, в нем нарушены положения нескольких федеральных законов. Ознакомившись с проектом документа, наш Попечительский совет обратился с замечаниями и своими предложениями в мэрию. Ответа мы не получили, а постановление вступило в силу почти без изменений. Оно предписывает направлять все внебюджетные средства в Муниципальный банк.
Согласен, учредитель (т.е. муниципалитет) имеет право контролировать денежные потоки, полученные от дополнительных образовательных услуг. Но что касается благотворительной помощи, то, простите, это личные средства родителей. С этих денег все налоги уже уплачены. И я не уверен, что администрация в лице некоего ответственного товарища лучше знает о проблемах гимназии «Менталитет». И будет их адекватно и быстро решать. Это первое.
Второе. Нас лишают свободы действий и оперативности. По постановлению, мы должны составлять детальный годовой финансовый план (вплоть до того, сколько ручек будет куплено) и строго ему следовать. Но далеко не все потребности можно предвидеть. Недавно пожарные посоветовали заменить напольное покрытие на двух этажах. Мы, родители, понимаем — менять надо. Не дай бог, случись что, не простим себе. На деньги, выделенные школе муниципалитетом, решить эту задачу нереально. А если был бы еще план, нарушать который мы не имеем права? Тупик.
И третье. Постановление не показывает, как в перспективе внебюджетные средства будут использоваться. Не исключено, что их аккумулируют на неком обезличенном счете и начнут перераспределять. Похоже, к этому и идет: сейчас из школ убирают бухгалтерии, останутся только при районо. И что получится? Попечительский совет примет решение о добровольном сборе средств на охрану школы, скажем, 100 тыс. руб. Родители перечислят эти деньги в банк, а потом пишут заявление с просьбой разрешить их использовать. А некто просьбу рассмотрит и скажет — на это вам и 40 тыс. хватит.
Такое «сотрудничество» вынуждает искать возможность вывести поток родительских денег из административного подчинения. Сейчас готовим цивилизованный ответ на постановление — создаем благотворительный фонд содействия образованию в гимназии «Менталитет».
О принципе добровольности
По принципам управления школа все больше приближается к предприятию — гласят закон об образовании, Бюджетный и Налоговый кодекс. При этом государственные органы отстаивают принцип добровольности в материальной поддержке образования. Это противоречит принципам рынка. Ведь равные права должны предполагать равные обязанности и ответственность.
Вместо деклараций школе, родителям нужна конкретная помощь. Недавно в гимназии проверяли, как соблюдается принцип добровольности. Нашли отдельные недоработки в отчетности. Лучше бы мэрия периодически проводила семинары, совещания, где разъясняли, как Попечительским советам работать в рамках законодательства. И главное — совместно, на равных, решать конкретные проблемы конкретных школ.