Меню

Разыграть по-дружески

Антиатомная идея Идет по улице человек, расслабленный, умиротворенный, думает о чем-то своем, вдруг сзади голос: «Стоять на месте, руки за голову!» Милицейский патруль в присутствии понятых извлека

Фата-моргана, согласно Большой советской энциклопедии, — это сложная, редко встречающаяся форма миража, когда на горизонте появляются причудливые, быстро меняющиеся картины. Понятно, почему пятеро друзей выбрали такое название для компании, которая специализируется на оригинальных розыгрышах, поздравлениях и корпоративных вечеринках для состоятельных бизнесменов города. Компаньоны уполномочили рассказать серьезно о «шуточном бизнесе» Александра Яковлева, потому что он главный, и Филиппа Букалова, потому что он лицо фирмы, — так уж исторически сложилось.

Антиатомная идея

Идет по улице человек, расслабленный, умиротворенный, думает о чем-то своем, вдруг сзади голос: «Стоять на месте, руки за голову!» Милицейский патруль в присутствии понятых извлекает из его кармана увесистый мешок с белым порошком и по всем правилам «свинчивает наркоторговца». В отделении — протокол, освидетельствование, съем отпечатков пальцев, фото в фас и профиль, шнурки и поясной ремень — снять, в одиночную камеру — пошел. Жизнь бедняги рушится в считанные минуты. Не дав опомниться и продумать план действий, его вызывают на допрос. А там уже ждут друзья с воздушными шарами и шампанским: «С днем рождения, дорогой!» — и милиционеры поют «Пусть бегут неуклюже…». Что происходит с подопечным? А наступает счастье!!!

Таков был первый розыгрыш, устроенный пятеркой друзей, студентов кафедры химических технологий материалов современной энергетики физтеха УГТУ-УПИ для одного из своих однокурсников. До этого случая команду нельзя было назвать генератором особо зажигательных идей, студенческих вечеринок, которые запоминаются надолго, и т.д. Учились, зарабатывали на жизнь: один писал рефераты двоечникам, другой трудился на комбинате «Урал­электромедь», кто-то работал менеджером в «Юниленде», кто-то даже добывал платину и палладий на заводе ОЦМ.

– Вы что, были такие правильные и даже на тазиках по лестницам физтеховской общаги не катались?

– А.Я.: Катались, конечно, но эти гонки не мы ведь придумали  — традиция. Как раз после защиты диплома: шуму наделали… Помню, нам даже пригрозили, что дипломы не выдадут.

– Ф.Б. (гордо): Я тебя тогда обогнал!

– А.Я. (смеясь): Да ладно…

– Родина в вас столько денег вложила, а вы, вместо того чтобы двигать атомную промышленность и энергетику, занялись розыгрышами.

– Ф.Б. (подавляя улыбку): Может быть, для ее сохранности и процветания хорошо, что мы в этом не участвуем. Мой отец, человек, преданный науке, тоже говорит: «Бросай все это, Филипп, занимайся серьезным делом!» Вот, учусь в аспирантуре, скоро диссертацию буду защищать…

– И что, будете бросать?

– А.Я. (спокойно, почти не рассерженно): Это не ерунда, а серьезный бизнес.

– Ф.Б.: Никто из нас ничего бросать не собирается. Уже три года прошло, как смех и радость мы приносим людям, состоятельным людям, у которых уже есть все — деньги, недвижимость, успешное дело. А мы их удивляем и тоже получаем удовольствие.

– Но можно было работать в реальном секторе экономики, а для души продолжать разыгрывать друзей.

– А.Я.: Разумеется, мы не сразу открыли «Фата-Моргану». Когда решили создать совместный бизнес, каждый приносил по идее в месяц, с подробным сценарием инвестиционного развития.

– Ф.Б. (возведя глаза к потолку): Много было проектов: хотели торговать металлопрокатом, очищать технические кислоты, грибы выращивать…

– Грибы? (Раскатисто смеясь, Филипп и Александр уверили корреспондента «ДК», что речь идет не о галлюциногенных поганках, а о выращивании цивильной вешенки.)

– А.Я.: Ребята, учившиеся на курс младше, открыли такое производство и добились неплохих успехов. Наверняка, мы тоже смогли бы нормально развернуться.

– А почему зарубили эти проекты?

– А.Я.: Для торговли нужны большие оборотные средства, производство  — вообще неподъемная тема. В банке прокредитоваться невозможно, а брать деньги «у людей» (понятно — каких, да?) чревато: разовьешь бизнес, а потом его у тебя «отожмут». В общем, решили, что своими силами потянем только проект «Фата-Моргана». Скинулись, сняли офис в ДК Гагарина, притащили технику, заняли по знакомым, вложились в рекламу…

– Кто все придумал, кто вдохновил?

– Ф.Б.: Чисто коллективное творчество. Идея лежала на поверхности, никто в Екатеринбурге не устраивал таких вот розыгрышей — мы сразу стали монополистами.

Массовость и мастерство

Александр и Филипп не скрывают, что поначалу нафантазировали себе золотые горы и банановые острова, которые принесет «Фата-Моргана». Их можно понять: скучающие бизнесмены вполне могут потратить крупную сумму на эксклюзивное развлечение. Достаточно подать рекламу, заявить о себе, и люди потянутся. Окупиться планировали за четыре месяца, а дальше… Но вышло иначе — первые полтора года только вкладывали: покупали реквизит, скрытые камеры, записывающие устройства, шили костюмы. Были ошибки в продвижении продукта — довольно долго выбирали адекватный рекламоноситель. Традиционные для услугового бизнеса прямые продажи компаньоны посчитали неэффективными, так как в обществе сложился негативный образ агента, приходящего в контору со словами «Давайте мы вам какой-нибудь праздник устроим». Сегодня, как говорит г-н Яковлев, клиенты в основном тянутся по рекомендациям друзей, для некоторых заказчиков «Фата-Моргана» сделала 5-10 розыгрышей. Филипп Букалов даже в шутку заметил, что работа по знакомым имеет под собой некую теоретическую базу: «Возьмем двух человек: корреспондента «ДК» и Билла Гейтса — так вот, всегда найдется цепочка людей (не больше семи), знакомых друг с другом лично, которые так или иначе свяжут эти две персоны». А что говорить о тесном Екатеринбурге!

– У вас есть какой-то алгоритм продажи своих услуг?

– А.Я.: У нас есть разделение по направлениям. Филипп занимается корпоративными праздниками, Сергей и Евгений Кирилловы (они братья-близнецы) — организацией свадеб, детских мероприятий и дизайном, Антон Кожурков — розыгрышами. У каждого свое поле, и он общается с профильным клиентом, продает услугу.

– А вы, Александр?

– А.Я.: На мне реклама, продвижение, экономические вопросы. Я директор.

– Демократическое единоначалие?

– А.Я.: Что-то в этом роде, но несогласных полно! (Смеется, оглядываясь по сторонам, постепенно повышая тон голоса. Видимо, фраза была рассчитана и на компаньонов.) На самом деле мы постоянно спорим, как сделать тот или иной проект, любое действо предваряет мозговой штурм. Каждый, гм… творец, у каждого полно идей, каждый считает, что прав только он.

– Ф.Б.: Это нормальный творческий процесс. Если в компании два абсолютно согласных друг с другом человека  — один из них не нужен. Клиент приходит к одному из нас, рассказывает, кто объект розыгрыша и как бы он хотел его поздравить. Дальше мы все садимся и придумываем, что тут можно сделать, как это вкусно подать, все рассчитать и т.д. Заказчику уже предлагаем несколько готовых вариантов на выбор и ценник. Все крики и эмоции идут за кадром — в процессе рождения креатива. Мы фонтанируем идеями: придумать можно что угодно, главное — завернуть все это в реальность, посмотреть здраво: это пойдет, а вот это нет. Нужны скептики.

– А.Я. (скрещивая руки на груди): Например, я! Случается, что один говорит: «Давай купим, условно, подъемный кран или самолет, который будет рисовать в небе «С днем рождения», или договоримся с танковым полком…

– Ф.Б. (заметно оживившись): Ага, а когда это окупится и сколько будет стоить поздравление?

– С небес на землю, понятно. А кому принадлежит фирма?

– А.Я.: Нам пятерым, на паритетной основе.

– И что, экономические вопросы так же эмоционально обсуждаете?

– Ф.Б.: Нет, тут все просто. Понимаете, в большинстве случаев разногласия — это всего лишь наши внутренние творческие раздувы!

– Раздувы?

– Ф.Б. (с выражением «Ну что тут непонятного?!» на лице): Это наша внутрикорпоративная лексика — значит прения, коллективные обсуждения. Есть также термин «морганить» — разыгрывать, веселить. Друзья и родные нас иногда называют «морганцы»…

– Это как «поганцы»?

– А.Я. (смеется): Ну что-то вроде этого. В шоу-бизнесе много таких словечек. В Питере есть схожая с нашей компания, которую называют «Подъёжики» — это потому, что они всех подъёживают.

– Кстати, вы общались на этапе становления «Фата-Морганы» со столичными корифеями этого бизнеса, скажем, с Сергеем Князевым, чей продюсерский центр устраивает экстремальные развлечения для московской бизнес— и политической элиты?

– Ф.Б.: Мы долгое время переписывались по электронке, потом съездили к нему познакомиться, но так: «Вот мы такая фирма, давайте, мол, поможем вам организовать какой-нибудь розыгрыш в Екатеринбурге, а вы нам — в Москве». Посидели, обсудили сделанные проекты, Князев кое-что рассказал… Но если вы спрашиваете о каком-то наставничестве, транслировании технологии — этого не было. Кто ж выложит подноготную бизнеса?! Хоть мы и не пересекаемся по рынку, но все-таки конкуренты.

– В чем поднаготная вашего бизнеса?

– Ф.Б.: Это креатив, хорошая, оригинальная идея. Они рождаются… ну не знаю, из воздуха: смотришь фильм, читаешь книгу, журнал, просто едешь по улице — вдруг, чик, в голове что-то замыкает, картинка собирается, как паззл. Приезжаешь в офис, записываешь, складываешь в банк идей.

– А.Я.: Ну и, конечно, технология воплощения. Нужно договариваться с актерами — это театральный институт, телевидение, театры, с трамвайщиками, пожарными, гаишниками, лифтерами, работниками ЖЭКов — много людей нужно, чтобы розыгрыш сработал. Но все это вторично, главное — должна быть классная концепция действа.

– Ф.Б. (задумчиво): Розыгрыш — как шахматная партия: его нужно четко рассчитать.

– Приведите пример.

– Ф.Б.: Ну, скажем, мы делали поздравление для одного крупного бизнесмена. Начальник его службы безопасности сказал: «Ребята, все должно быть по плану: на этом повороте одно, на перекрестке другое, дальше — третье. Если что-то пойдет не так — начинаем стрелять!» Кроме того, всегда нужно иметь вариант «Б». Например, девушка заказала своему молодому человеку розыгрыш с гаишником: постовая машина останавливает его, милиционер проводит досмотр с пристрастием, но все кончается хорошо. Так вот, ее кавалер ездил вообще без прав. Постовой просигналил ему, а он не тормозит — сделал вид, что это не ему махнули. Машина ГАИ его догоняет, едет следом — он перестраивается из ряда в ряд и не «отсвечивает». В конце концов гаишник был вынужден прижать его к обочине…

– А.Я:. Скажем, в феврале и марте или на первое апреля мы работаем сутками, а действия актеров и прочих привлеченных людей расписаны по минутам: с одного объекта на другой, операции идут впритык.

– У меня есть одно интересное наблюдение: в начале беседы мы с вами договорились перейти на ты, однако вот уже долго разговариваем и все еще на вы. Я понимаю, интеллигентные люди с физтеха… Но как же вы общаетесь с гаишниками, пожарниками, сантехниками и т.д. — ведь большинство из них тяготеет к «общению по-простому» или «реальному разговору»? Они вас не принимают за пижонов, которым неизвестно что надо?

– А.Я. (весело, но слегка смущенно): А мы умеем и по-простому, и реально. Это вопрос навыка, своего рода актерское мастерство. К тому же любое сотрудничество взаимовыгодно — мы же платим за услуги «смежников», причем хорошо.

– А когда вы собираете информацию у клиента об объекте розыгрыша, что в основном принимаете во внимание?

– Ф.Б.: Какие-то отличительные особенности. Например, человек души не чает в своей новой машине — ее можно «забрать на штрафстоянку» или «объявить в угон». Или, скажем, друзья знают, что объект может пойти на интригу с женщиной, — мы создаем ситуацию для невинного флирта… Иногда нам заказывают поздравления для главных бухгалтеров, предварительно сообщают о каких-либо погрешностях в отчетности и т.д. И вот, приходят люди в форме налоговой инспекции и начинают давить на «больную точку», когда клиент уже достаточно напуган, включается музыка и налоговики танцуют стриптиз.

– А.Я.: Есть и героические заказчики. Один клиент боялся высоты, но все равно согласился поздравить свою любимую, забравшись по лестнице пожарной машины к ее окну на восьмом этаже. Идет в костюме пожарника, весь перепачканный сажей, к одному запястью привязана гроздь воздушных шариков, к другому — букет цветов, руками изо всех сил держится за поручни и говорит в снимающую его микрокамеру: «Вот видишь, дорогая, на что я готов пойти ради тебя!»

– Ф.Б.: Добавлю, что жесткие розыгрыши лучше не устраивать женщинам. Они могут не понять, обидеться, что над ними смеются. Мужчины к таким вещам относятся проще. Дамы тяготеют к романтике: например, она гуляет в парке с собачкой, появляются всадники в костюмах гусар под ЕГО предводительством — герой спешивается, произносит нежную поздравительную речь или признается в любви… Такие эмоции приятны женщинам.

– Тем не менее в большинстве ваших розыгрышей участвуют «силовые структуры». В нашей стране это главный источник опасности или адреналина? Нельзя пугать, скажем, инопланетянами или привидениями?

– А.Я.: Инопланетяне  — это детский сад. Можно, конечно, пригласить специалистов Джорджа Лукаса и сделать тварь наподобие «Чужого», но сами понимаете, в какие деньги это обойдется. А тут все реально и правдоподобно.

– Вы не боитесь гнева разыгрываемых, ведь вас могут неправильно понять?

– Ф.Б.: У компании есть четкая установка — только позитивные эмоции. Мы всегда выясняем у друзей и близких, можно ли делать тот или иной розыгрыш с человеком. Бывает, конечно, что приходит заказчица и просит: «Сделайте так, чтобы вот этому человеку целый день разные люди говорили, что он козел!» От таких проектов мы сразу отказываемся — это негатив, даже не спрашиваем, сколько сможет заплатить клиентка. (Смеется.) Чтобы лишний раз не расстраиваться.

Дружеская многоходовка

Специалисты «Фата-Морганы» мечтают сделать многоходовый розыгрыш, как в фильме Дэвида Финчера «Игра». Образно говоря, это их настольная книга. Конечно, они понимают, что все это — кино, приводят примеры, где можно было бы обойтись меньшими средствами, какой трюк вообще не сработает, в каком моменте психологическая подоплека настолько тонка, что трудно рассчитать возможные варианты развития событий. Но, как говорилось, есть план «Б», и такую игру можно было бы организовать в Екатеринбурге, создав прецедент для дополнительного продвижения фирмы. Александр и Филипп скептически относятся к телевизионному проекту «Розыгрыш», говорят, что многое там подстроено, объекты заранее знают сценарий и играют на камеру. Так что кино— и телепримеры они не берут в основу своей работы, полагаясь на собственные наработки.

– Насколько я понимаю, прибавочная стоимость ваших проектов напрямую зависит от креатива. Какой процент закладываете?

– А.Я.: Сейчас не более 30%. Необходимо постоянно повышать качество. С ростом производства увеличиваются издержки, проекты становятся более затратными, соответственно, маржа снижается. Компания находится на стадии роста: за 2003-2004 гг. обороты фирмы увеличивались на 180-200% ежегодно.

– Вам не кажется, что фразы а-ля Герман Греф применительно к такому веселому бизнесу, как ваш, создают комический эффект?

– А.Я.: Отнюдь. Я же говорил — у нас серьезный бизнес, изменчивая конкурентная среда, финансовые и производственные потоки… Это правда: бизнес — не повод для улыбок.

– Почему до сих пор у «Фата-Морганы» не появилось достойной альтернативы?

– Ф.Б.: Потому что сложно отладить схему, одновременно не растеряв творческий потенциал. Сегодня некоторые развлекательные фирмы, даже если им поступают заказы на розыгрыши, транслируют эту работу нам, оставляя себе агентское вознаграждение. Когда мы собирались устраивать корпоративные праздники, понимали, что этот рынок занят. Проводили маркетинговые исследования, пытались понять, в чем наше преимущество. Так вот же оно — все тот же нестандартный, креативный подход. Можно сделать корпоративку а-ля банкет-фуршет и тосты, а можно организовать вечер, скажем, в стиле мультфильма «Остров сокровищ»: в компанию приходит пират и вручает приглашение сотрудникам в виде черной метки, всем выдаются костюмы, шляпы, треуголки, банданы, по обрывкам карты люди ищут бочонок рома, музыканты со сцены поют «Шанс — он не получка, не аванс»… И свадьбу можно сделать официозной — дорогой ресторан и все такое, а можно организовать не менее изысканное застолье в новеньком трамвае и кататься всю ночь по городу.

– Вы защищаете свою базу сценариев, контактов со смежниками от конкурентной разведки?

– А.Я.: Вся интеллектуальная собственность компании защищена внутренним положением о коммерческой тайне — документ о ее неразглашении подписывает каждый сотрудник. Кроме нас пятерых в «Фата-Моргане» работает еще пять технических менеджеров. Если к нам придет заказчик, мы ему предложим несколько вариантов розыгрыша, а он скажет: «Ну я подумаю», уйдет и сделает сам по нашему сценарию — конечно, мы не будем его преследовать. А если так поступит конкурент (смеется), мы его так разыграем! Есть у нас пара сценариев! Шучу, конечно.

– Можно предположить, что через пару лет пятерка «морганцев» будет заниматься только креативом — воплощением проектов займутся наемные менеджеры?

– Ф.Б.: Вряд ли. Сейчас мы работаем над новыми направлениями, хотелось бы о них заявить, но пока рано. Их надо развивать — а кому, кроме нас? Делегировать полномочия нужно, но в некоторых случаях это не всегда выполнимо.

– Существует мнение, что бизнес, построенный на дружеских отношениях, весьма неустойчив. Собрались ребята, заработали денег, купили по «гелендвагену», а потом начинаются проблемы: с моей концепцией не согласны, фирму нужно развивать не так, доходы распределяются неравномерно и т.д. Вы не боитесь, что меркантильные вопросы похоронят дружбу, фирма распадется и вы останетесь врагами?

– А.Я.: Престижная машина с мощным мотором — не самоцель. Главное — заниматься красивым, нужным, интересным делом как можно дольше. Мы уже говорили, о чем в основном спорим — о тех самых «раздувах», — это не критичные точки, здесь нет места конфликту.

– Ф.Б.: Вы неправильно представляете нашу мотивацию. Каждый проект  — это вызов, который мы бросаем сами себе. Всегда есть страх, что не получится, а когда все складывается — значит, ты смог, переборол комплексы, неуверенность, стал круче. Вот эта борьба и есть основной мотив действия для нас пятерых. Его никакими деньгами не измеришь.

Обратная связь:
kd@apress.ru

«Лифт»

Объект, отправляясь утром на работу, садится в лифт. Этажом ниже в кабину входит актер. Еще через два этажа лифт застревает. Товарищи по несчастью вызывают диспетчера, из динамика доносится: «Хватит там баловаться, надоели уже». Подсадной начинает паниковать, говорит, что у него клаустрофобия, глотает лекарства и рассказывает «страшилки», как кто-то застрял и просидел два дня или вообще лифт провалился в шахту. Через полчаса приходит пьяный лифтер и, нецензурно выражаясь, сообщает, мол, мужики, четыре из пяти страховочных тросов порвались, вас держит только один — не шевелитесь. Чтобы паника достигла апогея, выключается свет и лифт падает, летит полметра и останавливается благодаря специальной ловушке. Тут двери открываются, на площадке стоят веселые друзья и радостная супруга объекта: «По-здра-вля-ем!»
Шокированный человек: «Так вы что, все это подстроили?! Ну вы даете! Я-то ладно, а вон ему плохо стало, он-то тут при чем? Он что, тоже с вами в сговоре?!»

«Роженица»

Объект выезжает с автомойки и чуть не сталкивается с машиной, преградившей дорогу. Из нее выскакивает мужчина: «Слушай, брат, жена рожает, срочно нужно в больницу, а тачка сломалась, не заводится ни в какую. Помоги, брат, по гроб жизни буду обязан». Объект, как человек благородный, приглашает пару в автомобиль. К слову, салон загодя оборудовали скрытыми камерами. Ра­зумеется, у женщины начинаются схватки прямо в дороге, актриса очень правдоподобно мучается и голосит. Муж просит сбегать подопечного то за снегом (дело было зимой), то за минералкой (да еще не ту принес, надо без газа) — в общем, парочка старается активно вовлечь именинника в процесс родов. Внезапно роженицу «отпускает», путь в больницу продолжается, и не факт, что схватки не повторятся снова — они точно повторятся. В конце концов троица добирается до больницы, актеры скрываются за дверями… Объект вечером приходит в ресторан, где собрались друзья: «Сегодня со мной такое произошло — не поверите!» После рассказа о подвиге в банкетном зале появляется сотрудник «Фата-Морганы», вставляет в моноблок видеокассету и показывает смонтированный репортаж, как именинник принимал роды.

«Порезанная»

Вдохновленная телесюжетом о том, как разыграли Ксению Собчак, одна клиентка попросила поздравить свою подругу в схожей, особо жесткой манере. Девушки едут на машине: им навстречу выбегает женщина в окровавленной блузке. Легенда такова: ревнивый муж устроил поножовщину. Под давлением подруги именинница соглашается подвезти раненую до ближайшей «травмы» — та еле залезает в автомобиль и теряет сознание от потери крови. Вскоре машину останавливает милицейский патруль: «Что у вас там на заднем сиденье? Труп везете?» — потерпевшая не подает признаков жизни. Обескураженную девушку сажают в коробок — в передвижном каземате ее уже ждет еще один «бедолага в кандалах»: «Ну ты попала! Это же оборотни в погонах, машину точно заберут, в живых бы оставили только». Тут милиционеры со словами: «Все, ты нас уже достал» выводят его под белы руки из коробка — до несчастной доносятся звуки, как будто попутчика бьют головой о кузов машины, он кричит: «Что вы, гады, делаете?! Девушку хоть не трогайте!» Через полчаса перепуганную насмерть именинницу увозят за город и высаживают в лесу: «Ты нас не видела, о машине забудь, будешь дергаться — найдем…» — и уезжают. Она добирается до ближайшей дороги и с криками «По-мо-ги-те!!!» тормозит проезжающую мимо тонированную «газель». Дверь открывается, и оттуда вываливаются друзья со всеми поздравительными атрибутами: «Сюрпри-и-из!!!» Именинница сквозь слезы радости: «Ах вы… пи-и-ип… пи-и-ип…пи-и-ип..»

 

«Роллер»

Объект любит ездить на работу на роликовых коньках по известному маршруту. Специалисты «Фата-Морганы» изготавливают дорожный знак «Катание на роликах запрещено» и устанавливают его на пути объекта. Разумеется, роллер знака не замечает и становится жертвой гаишника. Тот отвозит нарушителя на автодром, где подопечный сдает разгон-торможение, разворот в ограниченном пространстве и т.д. В результате именинник под аплодисменты друзей получает права на управление роликовыми коньками.

«Радиоактивное заражение»

Объект решил отмечать день рождения на даче и ждет гостей. Тут под окном его дома начинает происходить странное: пробегает уголовного вида человек с белым свертком под мышкой, выбрасывает его в кусты, но мужика настигает милиция, заковывает в наручники и уводит. Через полчаса голос через мегафон сообщает: «Внимание, территория дачного поселка заражена», встает оцепление, эмчеэсники в костюмах химзащиты ходят по лужайке с дозиметрами, ищут тот самый пакет. Объекта буквально силком вытаскивают из дома люди в резиновых костюмах ОЗК и противогазах — это друзья именинника, они «играют в слоников». Его проводят как раз мимо кустов, где лежит ядовитый сверток — тот начинает шипеть и дымиться. «Ложись, сейчас взорвется!» — один из товарищей роняет объекта прямо лицом в грязь и прикрывает его своим телом. Дальше, понятно, противогазы долой: «Дорогой друг, поздравляем, мы спасли тебе жизнь!»

Вредные советы от «Фата-Морганы»

•Не говорите организаторам о цели праздника, количестве гостей и ваших вкусах — им это ни к чему. Лучше выразить техзадание в двух словах: «Придумайте что-нибудь!»

•Назначьте как можно больше ответственных. Каждый должен иметь веское мнение о том, как, что и где делать!

•Если вы в последний момент решили перенести праздник — зачем тратить свое время на предупреждение организаторов? Пусть для артистов, ведущих и ди-джеев это будет милым сюрпризом — поверьте, им будет приятно.

•Устраивать корпоративную вечеринку — бросать деньги на ветер. Постарайтесь сэкономить по максимуму. Возьмите газету бесплатных объявлений, наберите первый попавшийся номер — озорной массовик-затейник развлечет вас дешево и сердито.

•Особый шик: пригласить вести праздник знаменитость — спортсмена, политика, олигарха. И неважно, что он непрофессиональный ведущий. Одно его присутствие зажжет публику!

•Помещение должно быть очень компактным — в тесноте коллектив будет чувствовать себя сплоченней. Обязательно проследите, чтобы там не было кондиционеров и окна были закрыты наглухо.

•Зачем вам звукооператоры, ди-джей? Музыку вы сможете и сами поставить! Ну а если специалист нанят, пусть все осаждают его просьбами: «Эй, ди-джей, поставь мою пластинку».

•Подготовьте доклад на 1,5-2 часа об успехах фирмы и своих лично и включите его в обязательную программу мероприятия.
Да, и не забудьте опоздать на часок, заранее попросив, чтобы без вас не начинали. А в разгар праздника заставьте всех подчиненных выпить с собой на брудершафт.

•Пригласите артистов, много артистов! Пусть развлекательная программа будет нескончаемой — шоу маст гоу он! Ведь люди специально собрались, чтобы на это смотреть, а не пить, есть, танцевать и общаться.

•Самые лучшие номера — балетные этюды, оперные арии, мелодекламации: мы же культурные люди, зачем нам легкомысленные конкурсы и розыгрыши?!

•Момент расчета с организаторами и артистами оттягивайте как можно дольше, ведь когда все закончится, можно сказать, что праздник вам не понравился, и не платить вовсе.