Меню

Реабилитация яйца

Единственное, что огорчает Леонида Седова, —- это антияичная реклама в стране, где населению внушают, что есть много яиц вредно. Г-н Седов приводит мировую статистику о потреблении яиц жителями Япо

Президент ОАО «Агрофирма «Птицефабрика Сеймовская» Леонид Седоввывел свою компанию на второе место в России по производству яиц, поставил продукцию на полки сетевых супермаркетов в Москве и по всей центральной России и не пускает в свой бизнес олигархов.

Единственное, что огорчает Леонида Седова, —- это антияичная реклама в стране, где населению внушают, что есть много яиц вредно. Г-н Седов приводит мировую статистику о потреблении яиц жителями Японии и Чехии и сожалеет, что россияне так сдержанны в отношении яичницы. «Яйца полезны для здоровья. Я сам ем по 2-4 яйца в день и отлично себя чувствую!» — улыбается он. Недавно журнал «Здоровье» опубликовал итоги многолетнего исследования ученых Гарвардского университета. В течение 14 лет медики наблюдали почти 120 тыс. человек и на огромном массиве статистических данных убедились, что ежедневное потребление 1-2 яиц не принесет большинству людей никакого вреда.

Не отдает прибыль посредникам
Птицефабрика, одна из самых крупных в стране, начала развиваться в 60-е гг. прошлого века, когда появилось правительственное постановление о развертывании вблизи крупных городов строительства огромных животноводческих и птицеводческих комплексов. Предприятие с 1980 г. возглавляет Леонид Седов, при котором и произошел качественный и количественный рывок в производстве. Сейчас агрофирма состоит уже из четырех птицефабрик: к головному предприятию в 1996 г. присоединилась Бутурлинская птицефабрика, в 2007-м— птицефабрика Кудьминская и птицефабрика «Выксово». Кроме того, в структуре компании 18 растениеводческих хозяйств, молокозавод, сеть магазинов и оптовые склады.
«В нашей стране при ненормальных отношениях между производителями, переработчиками и торговлей выживать могут только те предприятия, которые все это имеют в комплексе»,— утверждает г-н Седов. Задачу не отдавать прибыль посредникам он поставил перед собой еще в начале 90-х гг., когда компания стала скупать сельскохозяйственные земли, обыкновенно принадлежавшие обанкротившимся сельхозпредприятиям. «В те далекие 90-е идея отвлечения оборотных средств от прибыльного основного бизнеса и вложение их в непрофильные банкротные активы казалась абсурдом! И действительно, в первые годы наше растениеводство получало убытки, в лучшем случае — нулевой финансовый результат. Но мы не остановились. Сейчас растениеводство обеспечивает сырьем основное производство»,— вспоминает президент агрофирмы.
Однако отсечь посредников в поставке сырья— это еще не все. Леонид Седов задался целью создать собственную торговую сеть, чтобы иметь гарантированный сбыт и не зависеть в полной мере от крупных игроков продуктового ритейла. Сейчас сеть начитывает около 20 магазинов (до 500 кв. м) и несколько десятков их филиалов, в основном расположенных в небольших населенных пунктах Нижегородской области. Магазины торгуют продукцией собственного производства и другими продуктами. Кроме того, в структуре группы 20 оптовых складов в Нижегородской, Владимирской, Ивановской, Кировской и Московской областях. Через них осуществляется реализация яйца в торговые сети и мелкооптовым покупателям. Собственная торговая оптово-розничная сеть продает порядка 60% производимого яйца.
Впрочем, агрофирма работает и с китами продуктового ритейла. «Мы еще лет пять назад решили, что пора всерьез завоевывать российский рынок. В то время стали появляться крупные торговые сети, а им требуются большие объемы поставок. Мелкие производители не спосособны обеспечить их ассортимент заказов», — отмечает г-н Седов.
Главное— увеличить рентабельность
Финансово-экономический кризис железной поступью прошелся по аграрным предприятиям, которые раньше находили средства для развития в кредитовании. По итогам 2009 г. прибыль агрофирмы сократилась вдвое — до 49,771 млн руб. По словам президента группы, снижение прибыли связано с возросшими объемами кредитования и соответственно нагрузкой по обслуживанию долга. Ситуация усугубилась осенью 2009 г., когда рост ставок по действующим кредитным линиям составил в среднем 3% годовых. «Все предприятия, которые развивались в рамках нацпроекта, набрали большие кредиты. Но наступил кризис, и банки взвинтили процентные ставки. Если до кризиса кредит выдавали под 1-2% с учетом субсидирования, то, когда увеличились ставки, кредит стал обходиться сельхозпредприятиям примерно в 8%. Одновременно произошло снижение цен на всю сельхозяйственную продукцию, поэтому многие компании оказались в тяжелой финансовой ситуации»,— говорит Леонид Седов.
Сеймовская птицефабрика тоже ощутила на себе всю тяжесть кредитного бремени. Имея кредитные обязательства в размере 2,7 млрд руб., агрокомплексу пришлось затянуть потуже пояс и думать, как спасти производство. Ведь еще в докризисные времена руководство агрохолдинга строило амбициозные планы. Предполагалось к 2012 г. в три раза нарастить объемы производства и стать лидером яичного сегмента в России, завоевав 8-9% рынка. А для этого планировалось еще больше расширять сельхозяйственные угодья. Однако в тяжелых кризисных условиях стратегия компании была пересмотрена в сторону оптимизации производства и сокращения издержек. «Хватит уже наращивать объемы и скупать земли. Сейчас главная задача— увеличивать рентабельность»,— считает г-н Седов.
В ближайшие годы основные силы планируется направить на модернизацию производства. Так, в текущем году на головном предприятии собираются построить два новых птицеводческих цеха, где будет содержаться по 250 тыс. кур. «Сейчас на наших предприятиях в основном небольшие цеха по 35-40 тыс. несушек, которых обслуживает большое количество работников. Новые же цеха за счет более современного оборудования будет обслуживать один человек. Тем самым сокращение себестоимости производства составит порядка 10%»,— поясняет Леонид Седов.
Еще одно направление развития агрофирмы в ближайшем будущем— это глубокая переработка яиц. Сейчас компания уже производит порядка 200 т жидкого меланжа и 60 т яичного порошка в месяц для нужд перерабатывающих предприятий. А к 2012 г. планируется увеличить выпуск жидкого меланжа до 500 т и до 160 т — сухого. При этом г-н Седов намерен расширить рынок сбыта: «Увеличить объемы производства? Нет проблем. Но надо искать новые рынки, чем мы и займемся в ближайшее время».
Сеймовские несушки смотрят в Европу
Европа привлекательна для яичного короля Нижегородской области. С 2006 по 2009 г. он инвестировал в производство более 2 млрд руб., что позволило увеличить объемы выпуска яйца на 35-40%. В итоге в 2009 г. агрохолдинг произвел около 900 млн яиц, в то время как все российские несушки, по данным Министерства сельского хозяйства РФ, в 2009-м снесли 39,4 млрд яиц.
Несмотря на то что яйца— достаточно традиционный продукт для россиян и есть в холодильнике каждой семьи, достичь максимальных для производителя показателей, по мнению Леонида Седова, не позволяет недостаточная реклама яичной продукции. «Наоборот, с экранов телевизоров мы то и дело слышим, что употребление яиц вредно для здоровья. Хотя последние исследования ученых показывают, что как раз в яйце содержатся белки и жирные кислоты, которые не только не вредны, но даже крайне необходимы организму»,— утверждает г-н Седов. Кроме того, по его словам, в кризис россияне стали меньше потреблять яиц. Снижение доходов заставило многих экономить даже на привычных продуктах, хотя яйцо — это самый дешевый животный белок, лучше всех других усваиваемый организмом человека.
Подобные тренды, правда, не мешают Леониду Седову наращивать объем продукции.
К его радости, европейцы больше потребляют яиц и не верят, что этот продукт вреден для здоровья. По данным Минсельхоза РФ, среднедушевое потребление яиц и яйцепродуктов в России должно составлять 292 яйца в год, а в реальности — всего 258 штук. В то же время в экономически развитых странах граждане с удовольствием едят яйца в любом виде и не могут пожаловаться на плохое здоровье. Например, долгожители-японцы и чехи съедают в среднем по 320 яиц в год.
Птицефабрика Сеймовская в 2009 г.
49,7 млн руб.
чистая прибыль
900 млн
яиц произведено
10
регионов-потребителей
2 млрд руб.
было инвестировано за три года
Топ-10 регионов — потребителей продукции птицефабрики Сеймовской

Источник: птицефабрика Сеймовская.