Меню

«Проблема большинства компаний — владелец, который работает не над бизнесом, а в бизнесе»

Руслан Шаров. Иллюстрация: личный архив

«В одних и тех же нишах люди строят разные компании. Один — на миллион долларов, а второй — на миллион рублей. Просто первый действует с позиции раба своего дела, а второй — с позиции хозяина».

Руслан Шаров, бизнес-консультант:

— Я летаю в регионы 5-6 раз в месяц плюс консультирую предпринимателей в Москве. Я вижу, как чувствует себя бизнес, чем живут предприниматели в столице и в провинции, и знаю, что их беспокоит. Могу сказать одно: наш бизнес уничтожается не макроэкономическими влияниями, а множеством хаотичных и несистемных знаний собственников-топов. Их пытливые умы все время мечутся по заморским методикам, MBА-схемам и т.д. Но MBА умирает. Не из-за того, что плох, а потому что неэффективен, не умеет жестко бюджетироваться, не имеет точных планов и регламентации результатов. 

98% собственников вообще не может сформулировать простейшие ответы на вопросы: чего я хочу получить от того или иного действия? Как этого достичь? Какие ресурсы и силы для этого необходимы? Какой тайминг нужно заложить в процессы и т.д.

Проблемой микро- и малого, а зачастую и среднего бизнеса является махровая бессистемность и отсутствие жесточайшего бюджетирования, ориентированного на результат. Результат с минимальным «плечом здесь и сейчас». Именно поэтому часто моя работа начинается с формирования организационно штатной структуры с регламентацией личной ответственности каждого должностного лица, отстройки бюджетирования (БДДС и БДР). Причем ежедневного, а не как советуют «финансовые гуру» — недельного. Деньги, как известно, идут туда, где их «считают в тишине». 

Еще один максимально влияющий аспект на увеличение оборота и чистой прибыли — внутренние правила с мотивацией, Ценный конечный продукт каждого и эффективность деятельности. Общая проблема предприятий — неэффективная система управления.

В среднем, при проведении замера тайминга, реальная трудовая деятельность сотрудника на работе составляет от 50 минут до 2,2 часов. Это говорит только об одном: мы вообще не управляем основными ресурсами — трудом и интеллектом.

А именно человеческий труд несет прибавленную стоимость продукту или услуге и прибыль собственнику. Коэффициент индивидуальной эффективности в нашей стране колеблется в рамках одного рубля, вложенного в сотрудника, плюс 48 копеек, заработанных на нем. Для западных компаний этот показатель на 300% больше. 

Вообще же 95% предпринимателей попадают в ловушку «раб своего бизнеса», и большинство остается в ней навсегда. Это ловушка самозанятости, добровольного рабства. Мы настолько привыкли хорошо работать, что продолжаем это делать в бизнесе. Просто работаем. Не создаем системы, не ставим целей, не думаем о стоимости компании. Мы просто пашем. По 10-12 часов в сутки. И мы уверены, что по-другому нельзя. Что нужно сначала заработать, получить ресурсы, а только потом мы сможем нанимать дорогостоящих специалистов, создавать процессы и двигаться к большим целям. Это в корне неверный подход.

Когда мы принимаем решение, что не можем что-то сделать, мы становимся рабом ситуации. Как только предприниматель задумался о том, что у него нет ресурсов, что он не способен вывести компанию на обороты в 1 млрд руб. в год, а по чистой прибыли в 150 млн руб. —  это становится приговором. Невозможно освободиться от рабства, работая. Нужно становиться хозяином. 

Для того, чтобы стать именно собственником бизнеса не нужно много денег или опыта, надо просто изменить свое мышление, модели принятия решений и ведения переговоров. В одних и тех же нишах люди  с одинаковыми стартовыми ресурсами строят разные компании. Один — на миллион долларов, а второй — на миллион рублей. В чем разница? Просто один действует с позиции раба своего дела, а второй — с позиции хозяина. Микробизнес никогда не станет большим, потому что важно менять мышление, а не только инструменты. Инструменты управления как раз таки менять просто. 

Рано или поздно развитие бизнеса упирается в препятствие — стереотипное мышление владельца. Наверняка вы начинали бизнес, чтобы иметь большие доходы, свободное время, возможность проводить время с семьей, путешествовать. А в итоге работаете по 12 часов в день без выходных, в отпуск — раз в два года, проблемы со здоровьем. Утопая в текучке, владелец или управленец забывает о целях, ради которых он создавал свое дело. Какие же стереотипы привели к этому?

1. Я всегда доступен для клиентов и сотрудников

Стандартный случай: вы заняты делом или отдыхаете с семьей, вдруг звонит телефон, после чего вы бросаете все и решаете проблему. Основной принцип личной эффективности владельца — действовать по своим правилам. Чем больше вы будете подстраиваться под клиентов и сотрудников, тем меньше будете успевать, а бизнес станет расти медленнее.

2. Бизнес — это тяжкий труд

Говорят, работа и удовольствие несовместимы. А теперь задумайтесь: 70% нашего времени так или иначе связано с работой, делами. И если бизнес — лишь источник денег, и он не приносит удовлетворения, то как можно хотеть его развивать? Поэтому нужен правильный подход — разложить по полкам и прописать все бизнес-процессы. Вы выполняете самые важные и интересные функции, а текучку скидываете на сотрудников.

3. Я — лучший работник в своем бизнесе

Проблема большинства компаний — совсем не сотрудники и не внешние факторы, а владелец компании, работающий не НАД бизнесом, а В бизнесе. Работа НАД бизнесом предполагает контроль ключевых показателей, внедрение новых идей, определение стратегии роста, автоматизацию бизнес-процессов. Вместо этого владелец продает, нанимает, обслуживает. И чем больший объем работы лежит на владельце, тем сильнее он начинает буксовать. А работать должна система.

Как решить проблему

Чтобы «взбодрить» себя вовсе не стоит выходить из зоны комфорта — это бред. Дискомфорт нужен только человеку, который не способен мыслить и действовать! Тогда выход из зоны комфорта играет роль «укола кинжалом в задницу» — для ускорения или начала движения. Необходимо же менять мышление и свое представление о бизнесе.