Планы по снижению административной нагрузки на бизнес пока остаются только планами. Опрос показал, что давление за год снизилось всего на 3%. Не таких показателей ждали законодатели и бизнесмены.
Правительственные эксперты заявили, что реформа контроля за бизнесом идет не теми темпами, которые планировались. Опрос Аналитического центра при правительстве показал, что давление контролирующих органов на бизнес снижается, но медленнее, чем предполагала
реформа контрольно-надзорной деятельности.
РБК пишет, что индекс административной нагрузки на бизнес снизился на 3,3% по сравнению с прошлым годом. Плановый показатель, установленный программой «Реформа контрольной и надзорной деятельности», был на порядок выше: давление должно было снизиться на 10%.
Опрос был проведен среди бизнесменов в мае-июле 2018 года. Значение индекса административной нагрузки составило 54,2 против 56,1 годом ранее. При этом о самом сильном давлении говорит крупный бизнес (значение индекса 59,2), а средний и малый бизнес чувствуют себя чуть легче (51,5 и 34,2).
Индекс строится на опросе предпринимателей и потому очень чутко реагирует на изменения в уровне административной нагрузки на бизнес. В этом году, например, в связи с проведением чемпионата мира по футболу и соответствующими повышенными мерами безопасности, поручениями правительства и указаниями органов прокуратуры было увеличено число проверок, включая внеплановые, со стороны ряда контрольно-надзорных органов, — объясняет заместитель руководителя проектного офиса по реализации реформы контрольно-надзорной деятельности Тумун Цыдыпов.
Проверки касались прежде всего пожарной безопасности, мест массового пребывания людей, транспортной инфраструктуры, питания и размещения, поэтому предприниматели заявили о росте административной нагрузки со стороны МЧС, Россельхознадзора, Роспотребнадзора.
Снизилась нагрузка в первую очередь благодаря сокращению времени контрольно-надзорных мероприятий во всех отраслях, говорят эксперты. В этом году среднее время взаимодействия предприятий с одним ведомством сократилось до 43 часов против 48 в прошлом году. Однако у крупных компаний все равно уходит на взаимодействие с одним ведомством много времени: в полтора раза больше, чем у мелких.
Кто давит сильнее всех
Опрос показал, что большие финансовые и временные издержки бизнес России несет при актуализации программного обеспечения, необходимого для изменения форм отчетности, подготовки документов и отслеживания изменений в законодательстве. Для того, чтобы ПО работало, его нужно не только купить и обновить, но и нанять квалифицированных специалистов для его обслуживания, именно их часто не хватает на рынке труда.
Во время опроса представителей бизнеса попросили также оценить по пятибалльной шкале административную нагрузку на предприятие со стороны каждого ведомства. Оказалось, что сильнее всех на компании давит Росалкогольрегулирование, ведомство набрало 3,51 балла. Затем идут Федеральная налоговая служба (3,22 балла) и Федеральная таможенная служба (3 балла).
При этом самой тяжелой практикой для бизнеса остается дистанционное взаимодействие с инспекторами (72,6% негативных оценок). Как отметили бизнесмены, есть проблемы при сдаче отчетности через интернет, получении обратной связи на обращения и поиске нужной информации на сайтах ведомств.
61,8% опрошенных не уверены в актуальности и правомерности предъявляемых к ним требований. 54% респондентов сочли, что проверки больше ориентированы на наказание, чем на профилактику нарушений.
Владислав Корочкин, вице-президент «Опоры России», считает, что реформа контрольно-надзорной деятельности, «по сути, захлебнулась»,
«Палочная система» (оценка надзорных органов по количеству проверок и объему штрафов. — ред.) в большинстве регионов сохраняется, и контролирующие органы бодро отчитываются о количестве штрафов», — отмечает он. Незначительное снижение административной нагрузки на бизнес можно объяснить тем, что все чаще бизнесмены общаются с инспекторами онлайн.
Обязательные требования, объяснил Корочкин, не смягчается, их количество даже растет «под предлогом обеспечения безопасности, но по сути — чтобы было удобнее выборочно штрафовать предпринимателей».