«При объеме рынка традиционной ТВ-рекламы Екатеринбурга в 1 млрд руб. в год местным каналам остается 140 млн». После тяжелого кризиса в 2014 г. телеканал так и не смог оправиться.
Уже фактически бывший гендиректор «Студии-41» Владимир Злоказов в интервью Znak.com рассказал, почему телеканал пришлось продать области:
В структуре доходов у нас никогда не было больших бюджетных вливаний. Мы получали 4,5 млн рублей от муниципалитета за то, что еженедельно в прямом эфире предоставляли возможность сотрудникам мэрии рассказывать то, что им нужно было рассказать: сначала это был один Аркадий Чернецкий, потом — Александр Якоб и замы. Первые финансовые проблемы начались 2007 г.: тогда мы закрыли утреннюю двухчасовую программу, которая не могла себя окупить. Потом был кризис 2008 г. — относительно легкий, потому что к 2010 г. мы уже восстановились. Мы успели обновить оборудование, купили HD-камеры, перешли на безленточное производство, собирались обновить студийный парк камер на HD. А потом был кризис 2014 г., из которого мы не вышли до сих пор.
В конце 2018 г. из-за финансовых проблем телеканал сократил 32 сотрудника (осталось 60), по итогам года получил убытки. Руководство понимало, что в 2019 г. без поддержки бюджета работать не сможет. Городская администрация отказалась от поддержки, в итоге на уровне правительства было принято решение о продаже актива области.
14 марта свердловский ГУП «Монетный щебеночный завод», владеющий «Четвертым каналом», выкупил у семьи бывшего мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого «Студию-41». Сумма сделки не разглашается. Номинальная стоимость компании составляет 18 млн руб., однако, по словам г-на Злоказова, продали актив за большую сумму, хотя на тот момент у телеканала было накоплено несколько миллионов долгов:
На начало сделки было около 6 млн руб. убытка, сейчас уже 8 млн руб. — по итогам трех месяцев работы в этом году. Долги копились, потому что производство не останавливается: мы платим зарплату, платим за аренду помещений, а доходов получаем меньше, чем раньше. Самые большие долги у нас перед РТРС за услуги связи и за аренду площадей.
«Студия-41» была основана в 1997 г., в 1998 г. вышла на окупаемость. После 2005 г. пришлось заключить партнерство с телеканалом «Домашний» это позволяло зарабатывать деньги и создавать свои программы. Первые переговоры о продаже телеканала начались в 2015 г., когда возникла необходимость внешнего инвестора. По слова Владимира Злоказова, сегодня ни один региональный телеканал не может жить в рынке, каждому нужна бюджетная поддержка или вливания инвесторов:
Рынок ТВ-рекламы в России крайне монополизирован, даже рынок газа и нефти не монополизирован настолько. 95% всего рынка продает один продавец — «Национальный рекламный альянс», основные рекламодатели — транснациональные и федеральные компании. В результате при объеме рынка традиционной ТВ-рекламы Екатеринбурга в 1 млрд руб. в год местным каналам остается 140 млн. Да еще и рынок за 10 лет в сравнимых цифрах с учетом официальной инфляции упал в два раза.
По замыслу правительства, «Четвертый канал» и «Студия-41» теперь будут сотрудничать, речь не идет о полном объединении, редакции должны производить разный контент. Бессменный гендиректор «Студии-41» Владимир Злоказов работать в новой структуре не будет:
Причины моего ухода две. Первая — мне все-таки не было сделано предложение продолжать работу, со мной никто не говорил о дальнейшей судьбе канала. Вторая, не менее важная, — это совпадает с моим желанием сосредоточиться над проектом ЕТВ [основателем и совладельцем которого является г-н Злоказов, прим.ред.].
Проект ЕТВ («Екатеринбург-ТВ») запущен в 2012 г. как симбиоз телевидения (вещает в кабельных сетях) и интернет-портала. Изначально считался «дочкой» «Студии-41» (однако структура учредителей компаний отличается). При этом на портале помимо видео-контента размещаются также тексты — новости и статьи. В 2015 г. менеджмент ЕТВ предпринял попытку реконцепции. Ставка была сделана на тематические лонгриды и спецпроекты.
По состоянию на 2019 г. ЕТВ не вышел на окупаемость. Владимир Злоказов говорит, что телеканал работает «в ноль», что во многом обусловлено получением федеральных грантов:
Мы сократили затраты на контент, в начале февраля запустили нового партнера — канал «Продвижение». <...> В этом году [получили] три федеральных гранта: на борьбу с наркоманией, на освещение Года театра и на проект о чтении. Вообще ЕТВ — это больше «социалка».
Помимо финансов, проект все еще испытывает «проблемы взаимодействия между ТВ-редакцией и редакцией сайта». При этом перспективы развития в кабельных сетях тоже пока туманные, признается медиаменеджер:
С кабельными операторами у нас договор давно, поэтому там мы находимся на лучших позициях, чем «Четверка» и «41-й», у нас 550 тыс. реальных домохозяйств, подписанных на пакеты, в которых присутствует ЕТВ. Но рынок рекламы здесь дикий. С одной стороны, монополиста здесь нет, с другой, у рекламодателя нет удобного инструмента, в котором в реальном времени можно выставить рекламный ролик и ты понимаешь, какой охват, частоту и количество GRP ты за свои деньги получишь. В итоге там как в 90-х: продаем три минуты за шесть рублей условно и поехали.
Сейчас в Екатеринбурге вещает семь местных телеканалов — «Четвертый канал», ОТВ, «41-й», СГТРК («Вести-Урал»), АТН, «Десятый», ЕТВ (восьмой — окружной телеканал «Ермак» — прекратил свое существование в начале 2017 г.). Ни один из них «не живет в рынке»:
У нас в лучшие годы было 11 ежедневных региональных выпусков новостей на разных каналах. Два-три рынок потянет — совместно с [областным] бюджетом, конечно. Без бюджета — ни одного, — заключает г-н Злоказов.