Меню

Регистрацию без проблем!

Нерасторопность налоговой службы заставляет бизнес искать обходные пути. Мария Малыщук партнер группы юридических компаний «Юс-Когенс» и «КЮРЕ» Представьте ситуацию: ваш бизнес потерял за полмесяца

Нерасторопность налоговой службы заставляет бизнес искать обходные пути.

Мария Малыщук
партнер группы юридических компаний «Юс-Когенс» и «КЮРЕ»

Представьте ситуацию: ваш бизнес потерял за полмесяца 150 млн руб. Кошмарный сон? Нет, суровая реальность.
Таков будет ущерб крупной строительной компании, если она опоздает продлить строительную лицензию. Из-за того, например, что налоговая инспекция задерживает выдачу свидетельства о внесении изменений в устав, связанных со сменой состава участников. И вовремя подать документы в экспертную комиссию при лицензионном центре невозможно. Без лицензии компания работать не может. Отсюда — убытки.

Еще пример. У торговой сети сменился руководитель. Компания обязана в трехдневный срок уведомить об этом факте Федеральную налоговую службу (ФНС). После чего налоговики в течение пяти дней должны внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, выдать компании выписку из реестра и свидетельство об этих изменениях. Но пятидневный срок растягивается на месяц. Предприятие не может оформить кредитную линию на пополнение оборотных средств и закупить товар — работа парализована. Убытки исчисляются сот­нями миллионов рублей.

Но даже когда долгожданные свидетельства и справки получены, предприниматели часто обнаруживают в них недостоверную информацию. И вынуждены вновь обращаться в налоговую.
Без вины виноватые
 
Такое положение вещей сохраняется уже второй месяц. Задержку выдачи документов и ошибки ФНС объясняет конвертацией информационной базы. Но новую программу устанавливают по всей стране, а беспорядок и катастрофическое несоблюдение сроков регистрации происходит только в Свердловской области. Для сравнения: в Москве переход на новую информационную базу занял два часа! А у нас этот процесс длился неделю, и неизвестно, сколько еще мы будем разгребать последствия.
 
Разумеется, владельцы бизнеса из-за отсутствия справки из налоговой деятельность своих предприятий не останавливают. Но, продолжая работу, предприниматели нарушают закон. И реши те же уполномоченные органы прийти с проверкой, собст­венников ждут немалые штрафы. Тем не менее бизнес рискует, когда на другой чаше весов — многомиллионные убытки. Ведь компенсировать простой предприятия по вине налоговых органов нереально — убытки сначала нужно доказать, а затем суметь взыскать их из федерального бюджета. Эффективного механизма сегодня не сущест­вует. В лучшем случае при доказанной вине конкретное должностное лицо заплатит административный штраф в размере 2 тыс. руб. И не пострадавшей стороне, а в вышестоящую инстанцию.
Хождение по мукам
 
Проблема, впрочем, не только в смене информационной базы. Налоговая служба все время работает как будто в условиях форс-мажора. Чтобы получить необходимые документы, бизнесменам приходится занимать очередь в шесть часов утра. Но и это не гарантирует успех. После сдачи документов на регистрацию узнать их судьбу практически невозможно: по телефону не дозвониться, а чтобы задать вопрос инспектору лично, приходится вновь выстоять огромную очередь. Такое положение вещей наблюдается почти во всех районных службах.
Противоречие: государственный орган, призванный контролировать со­блюдение закона в бизнесе, мешает вести деятельность законопослушным предпринимателям!

Почему так происходит? Ведь закон о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, вступивший в действие в 2002 г., был призван упростить систему регистрации предприятий. Этот закон вводил так называемую «систему единого окна», когда налоговая приняла на себя все функции по регистрации предприятий, освободив бизнесменов от беготни по инстанциям и государст­венным органам. На деле получилось, что из-за различных организационных проблем региональные службы с потоком документов не справляются.
Действуйте!
 
Мы подготовили коллективное обращение предпринимателей Екатеринбурга в ФНС России о критической ситуации в Свердловской области. Увы, решить проблему другим способом невозможно: единичные жалобы предпринимателей в районные налоговые остаются без внимания.
Но есть надежда, что накануне выборов президента РФ Федеральной налоговой службе придется отреагировать на наше обращение и принять меры. Мы призываем всех правосознательных бизнесменов подписаться под обращением и отстоять свои права. Пока предприниматели договариваются с налоговыми органами в кулуарах и решают вопросы альтернативными методами, система не изменится.

 

Маргарита Тимченко
генеральный директор группы компаний «Мой бизнес»:

— Работа налоговых органов на региональном уровне, и правда, далека от совершенства. Причина, на мой взгляд, не только в самих сотрудниках, но и в несовершенстве законодательства. Принимая даже самый лучший закон, надо отчетливо представлять, как этот закон будет работать на местах. Хороший замысел можно погубить нечеткими механизмами регулирования, дефицитом ресурсов, несовершенным программным обеспечением. В итоге страдают не только предприниматели, но и налоговая служба.

Проводя семинары для руководителей, которые хотят лучше разбираться в налоговом законодательстве, мы видим — бизнес становится все более грамотным и правосознательным. Вполне логично, что у образованного и законопослушного предпринимателя возникают повышенные требования к контролирующим его органам.

Молчать в сложившейся ситуации бессмысленно. Равно как приспосабливаться к обстоятельствам и искать альтернативные способы взаимодейст­вия с государственными органами. Существует закон, и государство должно придумать эффективный механизм его исполнения. Я согласна с мнением автора о том, что Федеральная налоговая служба России должна быть информирована о ситуации за пределами Москвы, в частности в Свердловской области. И считаю, что работа по усовершенствованию деятельности налоговых органов в регионах должна вестись в тесном взаимодействии предпринимательского сообщества и налоговой службы. Только слаженная работа всех заинтересованных сторон может помочь исправить ситуацию.


Сергей Казанцев
президент Союза предпринимателей торговли и услуг Свердловской области «Бизнес-Лига»:

— Есть система государственных налоговых служащих, и есть единая тарифная сетка оплаты их работы. Зарплата формируется соответственно классности специалиста. Работники, которые непосредственно вводят в компьютер данные, полученные от предпринимателей, находятся на самой нижней ступеньке этой тарифной сетки и получают копейки. Отсюда дефицит кадров. Могу привести пример: в одной из районных налоговых Екатеринбурга, в отделе, где штатное расписание предусматривает восемь человек, работают трое, включая начальника. И двое собираются увольняться. Никто не хочет трудиться за треть реального заработка. Вот первый из факторов.

Второй фактор. Когда регистрируется индивидуальный предприниматель — его можно легко проверить как физическое лицо. В то же время у нас нет института контроля за действиями, которые носят уведомительный характер, например за регистрацией юридических лиц типа ООО. Проверки при этом требуют гораздо больше времени и ресурсов. За пятидневный срок сделать это практически невозможно. Недостоверность информации, представленной в учредительных документах, может выявиться уже после выдачи свидетельства о регистрации предприятия.

Что касается перехода на новую базу — тут уж налоговая и вовсе ни при чем. Вспомните, как года два назад менялась база в Регистрационной палате: «зависли» практически все отделения по Свердлов­ской области.