«Меня не покидала единственная мысль: если вдруг мы пробьем брустверы и улетим прямо в вулкан, лучше умереть до того, как приземлишься в озеро». Предприниматель и спортсмен Сергей Ременник — на DK.RU.
Сергей Ременник возглавляет управление стратегического развития уральского горно-обогатительного комбината ОАО «Ураласбест» и является совладельцем ресторанов «Гастроли», «Крабы, гады и вино», «Огонек», «Алиби» и др. в Екатеринбурге. В перерывах между ведением бизнеса он, как сам говорит, крепко сидит на ралли. Сергей — мастер спорта России международного класса по автоспорту и не мыслит жизни без гонок. Даже свой 35-й день рождения он планирует встретить на трассе за рулем спортивного автомобиля.
Сергей Ременник рассказал DK.RU, чего больше всего боялся на островах, затерянных в Атлантике, о чем никогда не расскажет своей бабушке и что помогает ему не сойти с дистанции в спорте и бизнесе.
Справка DK.RU
Сергей Ременник, предприниматель и мастер спорта России международного класса по автоспорту:
— Я вспоминаю, как научился управлять автомобилем. И не могу. Такое ощущение, что я всегда умел. Когда был маленьким и не дотягивался до педалей, и отец, и дед сажали меня на колени, потом подкладывали подушки. Самым большим праздником для меня была поездка в сад — как только мы сворачивали с основной дороги на грунтовую, мне давали порулить. Помню, как на автомобиле ВАЗ-2109 я смотрел на дорогу между рулем и приборной панелью. Дорогу сверху я увидел, только когда дотянулся до педалей. Это я точно помню.
Ралли для меня начались с отца. Он занимался ралли задолго до моего появления, продолжил заниматься со мной и передал эту идею. Больше 20 лет назад отец взял меня штурманом. Мы ездили на автомобильные соревнования в Челябинске, Асбесте, на любительские ралли и автомногоборья. А когда появились права, я сам стал пилотом. Сейчас отец не участвует в гонках, а продвигает идеологию ралли и поддерживает Федерацию автоспорта Свердловской области. Ежегодно у нас проводятся три этапа Кубка России и один этап Чемпионата России. Никакая другая территория таким количеством раллийных соревнований похвастаться не может.
Как первый раз выиграл, помню очень хорошо. Это было в Асбесте. Соревнования по автомногоборью. Я даже не ожидал. У меня только появились права, и я был самым молодым участником. Но я хорошо подготовился, и сам момент победы очень хорошо врезался мне в память. Я был невероятно горд собой. Когда чувствуешь, что не так уж и сложно побеждать, это придает сил. Понимаешь: нужно хоть чуть-чуть напрячься, и после этого нет ничего невозможного.
Чемпионом первый раз я стал в 2007 г. Это был Чемпионат УрФО по автокроссу, серия гонок в сезоне, победитель которых становится чемпионом. У меня был опыт участия в ралли, а в автокроссе я проехал два сезона. Первый никак не заходил. Дело было в том, что квалификации хватало, чтобы ехать быстро, но как правильно подготовить автокроссовый автомобиль, мы тогда не знали, и выжимали из него больше, чем он мог нам дать. В результате ехали быстро, но недолго. Мотор взрывался на 3-5 круге. И только ко второму сезону к навыкам пилотирования добавился опыт постройки такого автомобиля. Во втором сезоне я выиграл почти все гонки, в которых принимал участие, и стал чемпионом УрФО по автокроссу. В достаточно простом классе, но это была первая победа не в отдельном соревновании, а именно в чемпионате.
Машина для автокросса отличается от раллийной. Гонка короткая, и за это время она должна выдать свой максимум. Когда мы с Марком Розиным, моим двоюродным братом и штурманом, ездили на региональные ралли, мы сами готовили автомобиль, на подкате привозили его к старту — были и перегонщиками, и механиками, и спортсменами. Это нормально для уровня регионального чемпионата. Это ненормально для уровня Чемпионата России.
Каждый должен заниматься своим делом — так же, как в бизнесе. Если начинаешь распыляться, можешь погрязнуть в мелочах и не в своих вопросах. Когда я концентрировался не на пилотировании, а на том, где занять место в сервис-парке, как разобрать и собрать машину, я начинал заниматься другим делом. Кому-то больше нравится инженерный подход и делать все руками, а мне больше нравится получать удовольствие от пилотирования автомобиля. И сейчас для ралли, и для бизнеса у меня есть профессиональная команда людей, которым я ставлю задачи. Если бы я занимался всем, результат был бы никаким.
Как-то меня спросили — а бывает ли, что на ралли что-то идет не так? Да, у нас постоянно что-то идет не так! Это же постоянная импровизация.
Став чемпионами России, мы решили двинуться дальше. И в 2017 г., чтобы попробовать свои силы, мы с Марком первый раз поехали на Чемпионат Европы по ралли.
Первый этап проходит в Португалии на Азорских островах. Средняя температура около 20 градусов. Трасса идет по острову-вулкану, невероятно зеленому и красивому. Коров там больше, чем людей. Они, счастливые, пасутся не в загонах, а по всему острову. Всюду пахнет зеленью, океаном, мятой… и коровьими какашками.
Один из участков трассы проходит по кратеру вулкана. Если посмотреть фото и видео, видно: ты поедешь прямо над обрывом. Этот спецучасток снился мне несколько недель до поездки. Все это время меня не покидала единственная мысль: если вдруг мы пробьем брустверы и улетим прямо в вулкан, лучше умереть от резкого шокового удара до того, как приземлишься в озеро.
У гонщиков есть поговорка: если ты понимаешь, что сейчас уберешься с трассы, ты едешь недостаточно быстро. А если ты убираешься и даже не успеваешь этого понять — значит, ты был действительно быстр. А как говорит знаменитый чемпион мира по ралли Вальтер Рерль, «у действительно хороших водителей мухи расплющены о боковые стекла». На самом деле (и в профессиональной литературе это тоже описывается), когда готовишься к соревнованию, смотришь картинки, ты видишь все, что вокруг. А когда облачаешься в спортивный костюм, надеваешь шлем, пристегиваешься, и штурман начинает читать стенограмму, ты сконцентрирован и видишь только дорогу и слышишь повороты. Уже после гонки по фото понимаешь, в каких страшных ситуациях ты был, и бабушке, чтобы не травмировать ее психику, лучше об этом не рассказывать.
Без цели начинать бизнес или выходить на гонку нельзя. Праздное времяпрепровождение для меня неприемлемо. Поехал на соревнование — надо ставить цель. Она может быть локальной — по конкретному соревнованию, или на сезон. Мы едем именно с прицелом на сезон — сначала на Чемпионат России, потом на Кубок Европы, третий год подряд ездили на Чемпионат Европы — хочется, конечно, выиграть. Когда я говорю «мы», имею в виду экипаж и команду. В процессе задействовано много людей. Например, когда я в третий раз ездил на мой любимый вулкан на Азорах, со мной были штурман, тим-менеджер, технический директор и еще пять механиков. По «Евроспорту» их не показывают. В основном видят пилота. Чуть больше, чем остальным членам команды, повезло штурману, про всех остальных знают только другие команды. Хотя это люди, без которых гонка была бы невозможна.
Cергей Ременник и Марк Розин
Со штурманом и машиной надо действительно стать экипажем. Единым организмом, в котором все работает на общую цель. Больше всего гоночных километров я набрал с Марком. Но есть план Б, и кубок Европы мы уже выигрывали с Мариной Даниловой, а чемпионат УрФО — с Владимиром Ивановым. Мы регулярно боремся за какие-то секунды. Поэтому кроме слабоумия и отваги должны быть четкие команды от штурмана. Когда ты прыгаешь с трамплина или заламываешься в крутой поворот, ты не можешь собрать информацию глазами. Ее важно получить на слух. На самом деле все просто — штурману надо правильно записать исходную информацию, а пилоту — четко исполнить. А машина либо разгоняется, либо тормозит. Делов-то.
Сергей Ременник и Марина Данилова
Ралли — это, безусловно, королева автоспорта. И самая универсальная дисциплина, имеющая наибольшее прикладное значение. Она может проходить в любое время года, в любое врем суток, в любую погоду и на любом дорожном покрытии. Ни одна другая автодисциплина этим похвастаться не может. Есть такая шутка, что все остальные виды автоспорта — это частные случаи ралли. Раллийный пилот наиболее универсален с точки зрения даже повседневной езды. Все остальное — это узконаправленные дисциплины. К примеру, есть ралли-марафоны, где можно неделю гонять по бездорожью. Это тест, как у нас говорят, на «железную задницу». Можно все отсидеть. Я ни разу не ездил, хотя было бы интересно как-нибудь попробовать в качестве туриста.
Чемпионат — это сложно и дорого. Чтобы съездить одну гонку, я уезжаю из дома на срок до десяти дней — пока приедем на место, пока акклиматизируемся, проведем несколько тестовых заездов, ознакомимся, пройдем официальную часть. Чемпионат Европы — это не только про ралли, но и про всю красивую атрибутику вокруг. И много времени (больше, чем на локальных соревнованиях) занимает, когда тебя со всех сторон снимают, фотографируют, берут интервью, происходит общение со зрителями. С точки зрения популяризации спорта это необходимо. С точки зрения спортивного процесса — нет.
В свой 35-тый день рождения в следующий уик-энд я буду в Прибалтике. Там пройдут тестовые заезды перед испанской гонкой. Впервые за последние десять лет не буду собирать шумную компанию. Нет времени на день рождения. И как бы друзья ни расстраивались, я проведу этот праздник так, как считаю нужным — за рулем спортивного автомобиля. А затем через неделю улечу на ралли на Канарские острова.
На первом месте, как бы банально это ни звучало, у меня семья. Дети и моя жена Юля. И они, конечно, первые, кто страдает от недостатка внимания, но стойко переносят все тяготы и лишения. В моем графике остается чуть-чуть времени для сна, но это уже вопрос тайм-менеджмента — когда работать, когда тренироваться и ехать на соревнования, когда быть с семьей. Конечно, получается далеко не идеально. Сейчас в ралли я достиг пика. Чтобы двигаться дальше, нужно разве что бросать работу, объяснять как-то мое постоянное отсутствие в семье и заниматься только этим. К такому я в принципе не готов. За счет того, что я работаю и зарабатываю, я могу позволить себе ездить на такие дорогие соревнования.
Я никогда не пытался стать полностью профессиональным спортсменом. Тот высокий уровень, на котором мы ездим — это наш максимум. Если заниматься ралли как профспортом, нужны рекламные бюджеты. Тогда мне надо становиться классной медийной личностью и ярким спортсменом, рекламировать покрышки, масло, белье — все, что угодно. Нести этот рекламный бюджет в команду, обклеить автомобиль. Сейчас у меня на машине есть логотипы наших предприятий, но это моя благодарность за то, что руководство с пониманием относится к моей «болезни». Я езжу на свои. Как однажды сказал один из моих друзей, который тоже занимается автоспортом, слава богу, у нас спонсоров нет. У меня ответственность только перед собой, а не перед инвесторами, которые будут ждать результата и дергать меня, чтобы я светил своим лицом.
Ралли — это сильнодействующий наркотик. Во время гонки от уровня контроля и опасности в голове возникает такой синтез химических веществ, что его больше ничем нельзя повторить. Это мой способ получения эндорфинов. Это такая история про «шизоидов» — в том числе, когда я на горных лыжах или сноуборде фигачу с горы или по лесу, по «пухляку», в голове возникает примерно такая же картина. И когда мозг уже попробовал, как может быть вкусно, хочется еще. И чтобы получать удовольствие, дозу надо увеличивать. И я крепко сижу на ралли.
Фото из личного архива Сергея Ременника
Ранее DK.RU рассказывал историю Владислава Голохвастова (Smart Wine Shop), который в свои 52 до 30 раз в год участвует в самых разных гонках, но испытывает не автомобиль, а собственные физические возможности.